Import

Тема: Инвестквоты и Квоты-2018

Обсуждение
Герман  ЗВЕРЕВ

Рыбная отрасль находится на грани отмены исторического принципа

Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ)

В августе правительство утвердило план мероприятий по развитию конкуренции в разных отраслях, в том числе рыбной. В дорожную карту «упакованы» пункты по важнейшему для всего рыбохозяйственного комплекса вопросу – распределению квот вылова. Правительство впервые официально заявило об отходе от исторического принципа в рыбной отрасли, о переделе крабовых квот на торгах. Как бизнес-сообщество планирует действовать в этих условиях, в интервью Fishnews рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

- Герман Станиславович, правительство наметило шаги по пересмотру системы предоставления права на вылов. В дорожную карту, утвержденную на основании предложений ФАС , вошли пункты о возвращении аукционов. Но это пока только план – для того, чтобы его реализовать, потребуются изменения законодательства. Какова в этих условиях стратегия действий ВАРПЭ?

- Это не дорожная карта – это путь в трясину. И первыми в нее попадут судостроители. Неслучайно исполнителями «рыбных» пунктов дорожной карты назначили Минсельхоз, Росрыболовство и ФАС, а про Минпромторг забыли. Руководство Министерства промышленности и торговли и на совещание у Дмитрия Медведева 22 июня не приглашали, а тогда во многом все и было предопределено. Это неслучайно. Крабовые аукционы и периодический передел изначального производственного ресурса рыбной отрасли ставят крест на судостроительных программах многих предприятий, а ведь речь идет о десятках миллиардов рублей. Глава ОСК Алексей Рахманов на II Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге заметил, что в 2019 – 2021 годы 70% гражданской судостроительной программы Объединенной судостроительной корпорации обеспечат рыбаки. Не будет исторического принципа – не будет судостроительных заказов. Судостроители останутся без денег. Неслучайно 13 сентября на заседании Координационного совета региональных отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе руководители Хабаровского и Амурского судостроительных заводов были очень обеспокоены: у них заказы уплывают. Неслучайно президент РСПП Александр Шохин предложил включить рыбную тематику в формат рабочей группы Силуанов – Шохин, созданной после публикации «списка Белоусова». По мнению главы РСПП, ситуация с попыткой отмены исторического принципа в рыбной отрасли – это не узкоотраслевая тема, а общеэкономическая и потому заслуживает рассмотрения на рабочей группе с участием первого вице-премьера.

Но пока ситуация выглядит так. В правительстве, похоже, рассудили: налогов от рыбной отрасли недостаточно, аукционы в одном из ее сегментов, по оценке регулятора, никакого вреда не причинят, более того, отраслевой регулятор сам предлагает включить прогнозные доходы от аукционов в проект федерального бюджета на 2019 – 2021 годы – значит, пора менять принцип распределения квот. Вот так рыбная отрасль оказалась на грани отказа от исторического принципа.

- Но пока эту грань не перешли?

- Нет. Для этого необходимо менять всю конструкцию федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». И это не косметическая операция. Насколько мне известно, уже подготовлены два законопроекта, которые предусматривают аукционный принцип распределения квот применительно к крабам. Буду предлагать членам Общественного совета при Росрыболовстве в ближайшее время собраться, будем приглашать руководство Росрыболовства представить оба законопроекта. Честно говоря, беспокоит возможность проведения ускоренной оценки регулирующего воздействия этих законопроектов. Обычный порядок проведения ОРВ – месяц, но, если будет поручение председателя правительства, пропихнут за неделю.

- Регулярное, раз в три – пять лет, перераспределение долей квот на аукционах – есть ли у бизнес-сообщества какая-то ясность, как видят реализацию этого пункта его сторонники? Чем продиктован именно такой временной отрезок? В докладе о конкуренции, подготовленном ФАС, мы не нашли обоснований.

- По этому пункту, согласно дорожной карте, предусматривается доклад в правительство, который будут готовить Минсельхоз, Росрыболовство и Федеральная антимонопольная служба. Позиция ФАС понятна, мы обсуждали ее на заседании Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре 17 июля. Позиция умозрительная. Предложения федеральной службы не имеют никакого отношения ни к реальной жизни, ни к реальной экономике, ни к реальному бизнесу. Позиция ФАС – это продолжение личной вендетты, которую руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев уже больше шести лет назад объявил всей рыбной отрасли. Три года назад его неприкрыто агрессивная, враждебная позиция не получала поддержки – сейчас получила.

Позиция ФАС и позиция рыбопромышленной отрасли прямо противоположны, поменять или сблизить наши позиции в ходе двустороннего диалога невозможно (впрочем, ФАС и не намерена этого делать, поэтому не собирает экспертный совет по рыбной отрасли). Изменить позицию Федеральной антимонопольной службы или ослабить ее влияние на принимаемые правительством решения по регулированию рыбной отрасли можно только при наличии вышестоящего арбитра. Правительство как арбитр поддержало ФАС, а ведомства, которые регулируют рыбную отрасль, не смогли ее защитить. Будем думать – что делать дальше.

- Для того, чтобы обсудить угрозу разрушения исторического принципа, ВАРПЭ предложила организовать осенью Всероссийскую чрезвычайную конференцию работников рыбохозяйственного комплекса. Как проходит ее подготовка?

- Это предложение поддержано всеми региональными ассоциациями. Полагаю, что в ближайшие две недели совет ВАРПЭ определит дату проведения конференции. Обеспокоенность отказом от исторического принципа уже высказали губернаторы нескольких прибрежных регионов. Двадцать девять региональных законодательных собраний поддержали законопроект, который устанавливает правовую незыблемость исторического принципа, - законопроект, который подготовила член Совета Федерации Елена Афанасьева. 18 сентября он рассматривался на заседании Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Было предложение ФАР отклонить законопроект. Что означает отклонение законопроекта? Это означает, что законопроект ушел в корзину. Председатель комитета Николай Николаев предложил другое решение: вернуть документ на доработку, подготовить более основательную пояснительную записку, приложить расчеты финансово-экономических последствий отмены исторического принципа и вернуться к рассмотрению законопроекта. Очень напористо выступал в поддержку законопроекта депутат от Приморского края, поддержал законопроект депутат Владимир Блоцкий, почему-то не поддержал депутат от Камчатки. Так что законопроект не исчез с «законотворческой поляны» и на всероссийской чрезвычайной конференции он также будет рассмотрен.

- ВАРПЭ активно участвовала в работе по организации процесса перезакрепления долей квот на новый период – в обсуждении правовой базы, консультировании предприятий и т.д. Как оцениваете результаты кампании?

- По предложению ВАРПЭ и по согласованию с руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым на IV Съезде работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации было принято решение об участии представителей рыбацких объединений в работе комиссии по перезаключению договоров о закреплении долей квот. Они участвовали в восемнадцати заседаниях комиссий, на которых были рассмотрены 4 836 заявок.

ВАРПЭ принимала активное участие в работе по перезаключению договоров о закреплении долей квот. Взаимодействие с ФАР было очень эффективным. Приведу лишь несколько примеров. 28 мая ассоциация направила в Росрыболовство позицию о несогласии с замечаниями к заявкам рыбохозяйственных предприятий в протоколах заседаний комиссий от 16, 17, 21 и 22 мая. По итогам рассмотрения обращения ВАРПЭ замечания были учтены. 25 июля ассоциация обратила внимание на неверное наименование рыболовных зон в приказе Росрыболовства от 22 июня 2018 года № 433. Замечания были учтены. 20 августа ВАРПЭ обратилась в Росрыболовство с предложением о внесении изменений в приказ от 1 августа 2018 года № 523. Приказом Росрыболовства от 29 августа 2018 года № 569 замечания были учтены. В период заявочной кампании в ВАРПЭ поступило 26 обращений от предприятий и организаций, и мы подготовили 18 обращений в Росрыболовство. Замечания ассоциации были учтены в пяти приказах федерального агентства.

На Северном рыбохозяйственном бассейне работа по перезаключению договоров о закреплении долей квот была организована и проведена безукоризненно, в соответствии с установленными сроками. По Дальневосточному региону были определенные сбои, причем они происходили ровно на тех этапах и ровно по тем причинам, о которых мы своевременно предупреждали Росрыболовство. К сожалению, к нашей позиции не прислушались. Самого худшего вроде бы удалось избежать. К сожалению, очень мало времени осталось для подачи заявлений на прибрежное рыболовство. Предприятия получили договоры 7 – 9 сентября, за две недели до истечения срока подачи соответствующих заявлений.

- На какой стадии сейчас подготовка изменений Налогового кодекса по ставкам сбора за пользование водными биологическими ресурсами?

- 30 августа ВАРПЭ обратилась к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. Мы просим ускорить внесение в правительство законопроекта по ставкам сбора. Удивлены, что документ, способный обеспечить 25-процентный прирост общей налоговой отдачи отрасли и увеличить поставки рыбопродукции на внутренний рынок, утонул в межведомственных согласованиях. Позиция ВАРПЭ была сформулирована на заседании совета ассоциации еще в прошлом году. На нескольких совещаниях, в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия мы высказали согласие с концепцией проекта, обратив внимание на необходимость тонкой настройки нескольких моментов. В частности, предложили установить льготу по уплате сбора для прибрежников. Выступили за то, чтобы не расширять возможности для увеличения количества градо- и поселкообразующих предприятий, чтобы не множились лазейки для минимизации налоговых поступлений. Однако ведомства, в том числе, кстати, и ФАС, не согласовывают этот законопроект.

Может возникнуть вопрос: вы выступаете за повышение налогов? Мы выступаем не за увеличение налоговой нагрузки, а за скорейшее определение долгосрочных правил в налоговой сфере. Опасаемся, что концепция законопроекта может измениться до неузнаваемости, могут появиться другие ставки сбора, другие расчеты. 24 сентября в Общественной палате будем эту тему рассматривать, и могу сказать, что есть предложения увеличить ставки сбора за минтай до 12 тыс. рублей за тонну, ставки сбора за крабов – до 150 тыс. рублей за тонну, ставки сбора за нерку – до 30 тыс. рублей за тонну. Желающих кратно увеличить налоговое бремя в рыбной отрасли хватает. Чем дольше будут затягивать внесение в Государственную Думу поправок в Налоговой кодекс, тем выше вероятность принятия наихудшего варианта. Наихудшего для отрасли.

Сейчас поправки в Налоговый кодекс предусматривают увеличение природной ренты для рыбной отрасли с 2 млрд. рублей до 15 млрд. рублей в год – более чем в семь раз. Это сопоставимо с природной рентой для металлургических компаний. В прошлом году их совокупная выручка превысила 1,5 трлн рублей, а в виде налога на добычу полезных ископаемых (это аналог природной ренты) они заплатили 70 млрд рублей – 4,6% от выручки. Выручка рыбодобывающих компаний в 2019 – 2020 годах прогнозно составит около 350 – 400 млрд рублей, а повышенный сбор за водные биоресурсы – 14–15 млрд рублей (3,5 – 4%). С учетом других видов налогов и социальных платежей ежегодная налоговая отдача рыбной отрасли оценивается почти в 60 млрд рублей (15 – 17% от отраслевой выручки). Эксперты Общественной палаты предлагают повысить природную ренту для рыбной отрасли не до 15 млрд рублей, а до 25 млрд рублей. Это означает, что налоговая нагрузка в отрасли превысит 20 – 23%.

Можно и дальше до бесконечности спорить, править законопроект, но чем сильнее будет затягиваться этот процесс, тем хуже для бизнеса. Мы хотим стабильности, поэтому и попросили Минсельхоз ускорить внесение документа в правительство. Предложим правительству дать поручение прекратить борьбу хорошего с лучшим и вносить законопроект в Государственную Думу.

- Электронная ветеринарная сертификация – также глобальная тема. Уже два месяца, как вступило в силу требование об оформлении ветеринарно-сопроводительных документов в электронном виде . Как вы оцениваете первые итоги?

- Давайте называть вещи своими именами: вступивший в силу с 1 июля 2018 года пункт 6 статьи 2.3 закона Российской Федерации «О ветеринарии» не применяется ни территориальными управлениями Россельхознадзора, ни региональными ветеринарными службами. Не применяется из опасения создать большой социальный всполох. Законодательная норма устанавливает обязанность «оформлять ветеринарно-сопроводительные документы на уловы водных биоресурсов до места их переработки и (или) места проведения ветеринарно-санитарной экспертизы». Оформляются сейчас таким образом все ветеринарные сертификаты на улов? Конечно, нет. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что рекордная лососевая путина была бы просто парализована в случае применения такой законодательной нормы. Плохо, потому что возникает иллюзия беспроблемности вступившей в силу с 1 июля законодательной нормы. Ветеринары вкололи анальгетик, боль не чувствуется, но болезнь не лечится. Что будет дальше?

Похожий случай был с транспортными рефрижераторами, принадлежащими компаниями с иностранным участием. Законодательная норма о том, что рыболовство как предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в России, вступила в силу с 1 января 2009 года. Однако Пограничная служба в течение девяти лет не относила эту норму к транспортным рефрижераторам, и вдруг в мае 2018 года появились вопросы. Результат – запрет на использование транспортов, удорожание логистики, серьезное повышение расходов (на транспортировку горбуши стоимость фрахта выросла с 8 до 20 рублей на килограмм).

Так же будет с ветеринарией. Рано или поздно закон начнет применяться в полном объеме – и тогда отрасль будет парализована. Изначально в законе был заложен следующей смысл: выдача ветеринарно-сопроводительных документов на основании данных мониторинга районов промысла. При этом ветеринарно-санитарная безопасность понималась как отсутствие возбудителей болезней, включенных в список Международного эпизоотического бюро. Однако при подготовке подзаконной базы Россельхознадзор и Минсельхоз расширили список оснований для проведения лабораторных исследований и сейчас – по факту – лабораторные исследования проводятся в прежнем масштабе. Но после 1 июля ситуация даже ухудшилась: раньше ветеринарные сопроводительные документы оформлялись только на ПРОДУКЦИЮ из водных биоресурсов, а сейчас должны оформлять на УЛОВЫ. Выход есть – почистить постановление правительства и приказы Минсельхоза и вернуться к первоначальной законодательной норме. Ветеринарный сертификат выписывает капитан рыболовного судна и бригадир на ставном неводе на одном единственном основании – факте вылова водных биологических ресурсов. Если на сайте Россельхознадора соответствующий район промысла обозначен безопасным в ветеринарно-санитарном отношении, если в соответствующем районе промысла отсутствуют возбудители болезней из списка МЭБ – значит, ветеринарный сертификат выписывает должностное лицо рыбодобывающей организации. Как это и происходит во все мире – кроме России.

- То есть, по вашему мнению, проблем на лососевой путине удалось избежать не от того, что система отстроена, а просто контролирующие органы не стали особо рьяно следить за соблюдением законодательства?

- Я бы не сказал, что вопросов не возникло. Проблемы были – их называли на совещании, которое проводил 16 августа во Владивостоке замруководителя Росрыболовства Петр Савчук, об этом говорилось на совещании в Министерстве сельского хозяйства. Однако проблемы не выросли в системный коллапс, потому что Россельхознадзор и правоохранительные органы не применяли закон «О ветеринарии» и КоАП в полном объеме. Когда начнут – проблемы будут массовыми, а это случится обязательно.

- В Санкт-Петербурге состоялся II Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий . ВАРПЭ участвовала в подготовке деловой программы. Как вы оцениваете появление такого мероприятия в рыбной отрасли?

- Идея форума принадлежит Илье Васильевичу Шестакову. Очень правильная идея. В этот раз на форум приехали люди из ТОП – 100 мирового рыбного бизнеса. Были рыболовные министры многих стран. Были очень известные бизнесмены. Это и глава крупнейшей рыбоперерабатывающей корпорации Esperson Клаус Нильсен, и глава Европейской ассоциации рыбопереработчиков и трейдеров Гуус Пастор, и один из высших топ-менеджеров группы Alibaba Кэйцзи Ли, и многие другие. Мы провели очень полезную конференцию о мировых рынках рыбопродукции. Была организована специальная конференция «Продвижение рыбы на российский рынок», на которой ВЦИОМ презентовал масштабное исследование российского потребителя рыбопродукции. Главные выводы ВЦИОМ: существуют четыре типа потребителей рыбопродукции, а ценовой фактор не является приоритетным при покупке рыбы.

В прошлом году я назвал питерский рыбопромышленный форум нашим «рыбным Давосом». Давос – это ежегодная конференция, на которую собираются политики, бизнесмены, государственные чиновники, одним словом, люди, которые правят миром. Я уверен, что через пару – тройку лет на Санкт-Петербургский рыбопромышленный форум будут собираться первые лица мирового рыболовства и будущее мирового рыболовства будут формировать на этом форуме.

Fishnews

Вопросы эксперту

Назад