Передел: дальневосточных рыбаков хотят оставить на безрыбье
Пессимистический сценарий может ждать рыбную отрасль в ближайшее время, сообщает DEITA.RU.
Об этом журналистам рассказали на пресс-конференции представители рыбной промышленности в преддверии расширенного внеочередного заседание Общественного Совета при Росрыболовстве, который планируется провести 28 января на площадке Общественной палаты России.
Успехи рыбаков очевидны: в 2018 году общероссийский показатель добычи водных биоресурсов достиг самых высоких показателей в новой истории страны – более 5 миллионов тонн. Отрасль дает работу 15 тысячам человек. Если умножить на условную цифру – три человека в семье, то получится, что рыбацкая профессия кормит порядка 45 тысяч приморцев.
Проект «Востока-1» - и вовсе инновационный для мирового рыболовства. Большие глубины здесь осваивают уже больше 15 лет. Приморские рыбаки добывают макрурусов, а также глубоководные виды краба – стригуна ангулятуса и красного. «Это специфичная работа, требующая не только серьезных вложений, но и мастерства экипажей, особой подготовки судов», - отметил член совета директоров РК «Восток-1» Александр Передня.
В канун Нового года, 26 декабря на воду было спущено новое судно - современный краболов «Русь», построенный по заказу группы компаний «Антей» на санкт-петербургском заводе «Пелла». Это первое специализированное краболовное судно в истории отечественной рыбной промышленности: ни в советское время, ни в современной России краболовные суда не строили, пользуясь японскими и корейскими шхунами.
«Кривой» телеэкран
В то же время, в конце декабря 2018 года на отрасль прошла беспрецедентная информационная атака со стороны центральных телевизионных каналов. Всего рыбопромышленники насчитали 11 сюжетов на 7 телеканалах, общий хронометраж которых составил около двух с половиной часов.
Их общий посыл состоит в том, что «в рыбной отрасли правит бал браконьерство», а рыбаки - это как злостные нарушители российского законодательства. Для усиления эффекта, дальневосточные компании сравнили с «итальянской мусорной мафией», «щупальцами спрута опутавшую всю отрасль». В одном из сюжетов говорится о разрешенном вылове 70 тысяч тонн камчатского краба, который легально добывается на Дальнем Востоке, и этот объем браконьеры увеличивают в 2-4 раза. То есть, через границу «уходит» сверху 210 тысяч тонн камчатского краба.
И вот это уже очень странно. Получается, что неким волшебным образом, из-под «государева ока» пограничников и таможенников ежедневно только краболовов куда-то приходит и уходит до 10-20 судов в день. Возможно ли такое, если за каждый неучтенный «хвост» рыбаков постоянно «трясут» контролирующие органы, выписывая большие штрафы, если нашли малейшее расхождение документов с фактическим уловом? На судах обязательно установлены технические средства контроля, капитаны ежесуточно подают судовые донесения о том, какой объем продукции выловили и переработали. В случае отключения ТСК капитан обязан сообщить об этом в Пограничную службу. И если пограничники видят, что вдруг кто-то отключил систему позиционирования, то всегда могут проконтролировать и узнать, что происходит. Немаловажно, что за намеренное отключение ТСК и за несвоевременную подачу донесений предприятию грозит лишение квот.
Рыбаки считают сюжеты центральных телеканалов страны затрагивающими не только их интересы, но и подрывающими основы государственности. «Если я смотрю «Первый канал», у меня не складывается картинка. Я вижу, что нет, я прекрасно знаю это предприятие, прекрасно знаю этих людей, я вижу, что это неправда. Но тогда закономерный вопрос: если это неправда, то, может быть, и все остальное, что нам говорят, тоже неправда? А это уже подрыв государственности», – прокомментировал Александр Передня.
«При помощи телевизора можно попытаться обмануть обывателя, но не рыбаков», - говорит член Общественного совета при Росрыболовстве, председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов.
Зачем это нужно?
Разумеется, столь лихой и спланированный «налет» на дальневосточных рыбаков произошел не просто так. Дело в том, что в настоящее время отрасль готовят к переделу.
15 лет назад была введена система, при которой за предприятиями закреплялись доли на основании «исторического вылова». То есть, сколько предприятие выловило сначала за пятилетний период, потом за десятилетний, столько за ними закреплялось и на последующий период.
Между тем, в недрах федеральной власти рождается проект изменений законодательства, предусматривающий переход к аукционной системе распределения квот. Как раз при ней, в «нулевые» годы, и процветал браконьерский промысел. Сейчас эта практика практически исчезла. Компаниям, имеющим квоты, нет смысла нарушать закон, из-за сиюминутной браконьерской выгоды рискуя потерять не только квоты, но и разрушить весь свой бизнес.
В качестве основных последствий документа отраслевые эксперты называют прекращение деятельности более 50 предприятий Дальневосточного бассейна.
«Потеряют работу около 3000 человек только плавсостава. Семьи лишатся источника дохода, порой единственного. По большому счету, возврат к крабовым аукционам отразится на всех жителях Приморья – краевой бюджет недополучит значительные налоговые поступления, вылов сократится, рыба и морепродукты поднимутся в цене, увеличится градус социальной напряженности», - говорит руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Кроме того, потеря квот на вылов крабов означает, что предприятия рыбохозяйственного комплекса Приморья недополучат прибыль на сумму около 2,5 миллиардов рублей. Потери бюджета Приморского края составят более 1 миллиарда рублей. Резко сократятся инвестиции в рыбную отрасль – под строительство флота на отечественных верфях и создание новых береговых рыбоперерабатывающих комплексов. В конечном счете, пострадает не только рыбная промышленность и смежные отрасли, но и вся региональная экономика.
Заинтересованы в принятии документа прежде всего «рыбные рантье», которые будут потом торговать приобретенными на аукционах квотами. Поддерживает документ и Федеральная антимонопольная служба. В целях благих: доступности рыбных ресурсов для внутреннего рынка. «Но я не могу понять, как удорожание ресурса из-за необходимости покупать квоту на аукционе может быть связано с удешевлением продукции на прилавке магазина», - недоумевает Эдуард Климов.
Не крабом единым
Как сообщил журналистам президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков, сейчас проект изменений законодательства, предусматривающий переход к аукционам, бизнес-сообществу не предоставлен.
«сложно внести в федеральный закон о рыболовстве изменения, которые касались бы только краба. Чисто технически должна использоваться формулировка «водные биологические ресурсы», а их перечень и районы промысла будут утверждаться правительством», - говорит Александр Дупляков.
Именно поэтому отрасль выступает единым фронтом против введения аукционов. Все понимают: крабы – это только начало. Если опять введут аукционы и опять придется покупать право на работу – а аукционы – это продажа права на работу, – то вслед за крабом на аукционы пойдут и другие виды биоресурсов. И вопрос уже будет другой: как часто у рыбаков будут отбирать и опять им же продавать право работать?
Источник: Дейта.ru
Фото: Дейта.ru