Рыбную отрасль топят «игроки» из Москвы
Общественное мнение в России явно готовят к возврату аукционов на водные биоресурсы. Причём, готовят всеми способами, и, зачастую, очень грязными.
И тема телевизионных «наездов» на рыбную отрасль стала одной из центральных на пресс-конференции, которую организовало рыбацкое сообщество Мурмана.
Рыбаки в выражениях не стеснялись. Говорили о том, что сейчас, по сути, идёт широкомасштабная подготовка к уничтожению целой отрасли.
Руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного рыбохозяйственного бассейна Валентин Балашов убеждён, что это тщательно спланированная и многоходовая комбинация.
В частности, если рассмотреть в комплексе недавние шаги аукционного лобби, то такой вывод напрашивается сам собой.
Предновогоднее решение Росрыболовства о введении системы «Гонец» на всех судах, которые ловят рыбу севернее 75 широты, с 1 января, фактически выдавливает российский рыболовный флот в более южные районы, то есть, в норвежскую экономическую зону.
Это также создаёт препятствие для наших рыбаков использовать Шпицберген в качестве укрытия от штормов и пункта перегрузки улова.
А если иметь в виду, что и краб опилио, и креветка, и многие виды рыб доступны для вылова только в северных широтах, то российские рыбаки лишаются самых «золотых» угодий.
Ещё один приказ Росрыболовства гласит, что каждый из долевых собственников судов обязан на платной основе получать документы на обеспечение безопасности мореплавания.
«Это противоречит Международному кодексу обеспечения безопасности мореплавания, и в некоторой части близко к маразму», - комментирует Валентин Балашов.
«Росрыболовство и Минсельхоз до Нового года обещали внести изменения в свой приказ, чтобы с 1 января долевые владельцы могли спокойно выпустить суда в море и ловить рыбу», - сообщил он. Но суда до сих пор на приколе.
«Телесюжеты и так называемые теле-разоблачения ввели перед Новым годом в шок 150 тысяч работников рыбной отрасли. Такого массива лжи мы никогда не видели, ни про нашу отрасль, ни про какую другую. Три телеканала в течение недели выдавали такое количество яда, что не отравить им часть общества было невозможно», - возмущён Балашов.
Всё это не случайно, считает рыбак: «Фактически происходит саботаж федеральным органом исполнительной власти деятельности морского рыболовства».
«И по форме, и по методам, и по содержанию это — подрывная работа по разрушению системы производства рыбной продукции в Российской Федерации», - утверждает Валентин Балашов.
«Эта работа направлена на рост цен на рыбную продукцию и увеличение доли импорта на рыбном рынке России, что подтверждается таможенной статистикой. Причём, этот рост идёт последние три года. Наши полки освобождаются для иностранной рыбной продукции», - говорит он.
Российскую рыбу — на экспорт, а иностранную — в наши магазины? Видимо, это и есть конечная цель всей этой аукционной возни, теле-лжи, «Гонцов» и тому подобных шагов федеральной власти.
Некоторое тому подтверждение привёл и министр рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Андрей Иванов.
«У меня лежит бумага за подписью министра сельского хозяйства Патрушева: к 2024 году нарастить в долларовом эквиваленте экспорт рыбопродукции в два раза. Вы себе представляете? В два раза! А мы с вами после этого хотя бы слово «треска» будем помнить?», - возмущён министр.
Он недоумевает, как можно вдвое увеличить экспорт, если квоты останутся те же, и цены на мировом рынке не подскочат одномоментно. Из пальца эти доллары высасывать? А что из рыбы останется на российских прилавках, если вся она пойдёт на экспорт?
Рыбаки резко критикуют доводы «аукционистов» о том, что аукционы позволят прийти в отрасль «новым игрокам», вольют «свежую кровь»: «Здесь рыбопромышленники. Игроки играют и экспериментируют с отраслью там, в Москве».
Реальная конечная цель всех нововведений – передел рынка и извлечение личной прибыли, при этом слишком часто звучат название «Русской рыбопромышленной компании» и имя её владельца Глеба Франка. Последний, к слову, ещё и зять газового олигарха Геннадия Тимченко.
«В последние три года принимаются государственные решения, которые выпихивают российских рыбаков из российской экономической зоны и с российского рынка. Эта подрывная работа имеет целью дестабилизацию и раскол в обществе», - считает Валентин Балашов.
В результате всей этой аукционной возни, всей неопределённости ситуации, рыбопромышленники отказываются от своих инвестиционных планов.
По словам гендиректора ООО «СЗРК-Мурманск» Владимира Журавлёва, концерн уже отказался от проектов строительства двух новых рыбоперерабатывающих предприятий — в Мурманске и Архангельске.
Планы строительства 10 новых судов-краболовов тоже теперь под угрозой.
«Я, кроме как «изуверство», другого слова подобрать не могу», - комментирует это инвестиционное «кидалово» со стороны государства министр Андрей Иванов.
Люди в отрасли устали от неопределённости. Раскол между государством и обществом, государством и бизнесом увеличивается. Но рыбаки готовы бороться всеми законными способами.
В качестве одного из таких способов на пресс-конференции прозвучала и идея об участии в региональных и федеральных выборах в ближайшие три года.
Что победит в этой борьбе — здравый смысл или злой умысел?
Кто победит в этой борьбе — рыбаки или «игроки»?
Хочется верить, что прав окажется гендиректор группы компаний «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный: «Переживали и худшие времена. Переживём и это. И рыбаки на Мурмане были, есть и будут».