Кто хочет посеять хаос в рыбной отрасли?
Приморские рыбопромышленники рассказали об опасных тенденциях
Начавшаяся информационная война против краболовов начала сказываться на всей рыбной отрасли страны в целом. Во-первых, брошено пятно на репутацию рыбаков, во-вторых, поставлена под сомнение эффективность госконтроля над промыслом, в-третьих, появилась реальная угроза ослабить позиции российских рыбаков на внешних рынках, за которые ведется острая конкурентная борьба. Об этом эксперты рассказали 24 января на пресс-конференции во Владивостоке, организованной Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморского края.
Разговор начался с одной из самой обсуждаемых сегодня темы, заданной федеральными телеканалами, о якобы бурном нелегальном промысле живого краба на Дальнем Востоке. Показанный под Новый год сериал «О рыбаках-контрабандистах» включил в себя 11 полномасштабных репортажей на семи государственных телеканалах. Общая продолжительность «рыбацкого триллера» составила около 2,5 часа.
«Никогда еще рыбная отрасль не подвергалась такой мощной информационной атаке», – заявил на пресс-конференции Эдуард Климов, председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews.
Разгул криминала, а также выводы об эффективности управления в рыбной отрасли не имеют никакой доказательной базы, считают эксперты. «Сегодня заключены и эффективно действуют межправительственные соглашения с Японией, Китаем, Республикой Корея о противодействии ННН (незаконному, несообщаемому, нерегулируемому. – Ред.) промыслу. В рамках соглашений в портах этих стран невозможно выгрузить нелегальную продукцию, а действующая система спутникового мониторинга над рыбопромысловым флотом позволяет осуществлять контроль в режиме реального времени», – сказал Георгий Мартынов, руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края.
Главное, ни одно рыбопромысловое судно не может незамеченным выйти из исключительной экономической зоны Российской Федерации и бесконтрольно перегрузить продукцию. Ведется постоянный контроль пограничной службой ФСБ РФ, которая незамедлительно реагирует на все случаи прекращения работы судовых технических средств спутникового мониторинга судов.
«Поэтому цифра о ежегодном вывозе в иностранные порты 200 тыс. тонн краба пугает несведущего и смешит знающего, – добавил Георгий Мартынов. – Эффективный сезон для вылова краба, в первую очередь камчатского, составляет примерно шесть месяцев в году. Это обусловлено его биологическими особенностями. Существуют периоды нереста и линьки, когда он попросту не ловится, а также период до и после его линьки, когда его качества не подходят для производства товарной продукции. Для того чтобы выловить 200 тыс. тонн за полугодовой период промысла, необходимо в месяц вылавливать свыше 33 тыс. тонн! При среднем вылове пять тонн на судно за сутки промысла освоить этот объем можно только в том случае, если в районе промысла постоянно работают более 230 краболовных судов! Столько судов, незаконно добывающих краб, невозможно не заметить».
Рыбопромышленники уверены, что кто-то хочет посеять хаос в отрасли с целью масштабного передела. Об этом говорит хотя бы тот факт, что последние полгода на федеральном уровне обсуждается законопроект о частичном переводе распределения крабовых квот на систему аукционов. «Документ почему-то разрабатывается в засекреченном режиме», – сообщил Александр Дупляков, руководитель Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока.
Продажа квот на торгах в начале 2000-х ввергла рыбную отрасль в системный кризис, уверен Александр Передня, член совета директоров рыбколхоза «Восток-1». «Бизнес был загнан в долговую кабалу. «Восток-1», например, только три года назад смог закрыть последнюю кредитную линию, которую мы брали для покупки квот», – сказал Александр Передня.
«Возвращение к аукционам, возможно, и принесет разовые дивиденды в федеральный бюджет, но проблемы создаст постоянные. Есть опасения, что более 50 предприятий Дальневосточного бассейна прекратят свою деятельность. Без работы могут остаться около 3000 человек, и это только члены плавсостава. По большому счету, возврат к крабовым аукционам отразится на всех жителях Приморья – краевой бюджет недополучит более 1 млрд рублей налоговых поступлений», – считает руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края.
Вслед за крабами на аукцион могут пойти и другие объекты, опасается Георгий Мартынов. На такие выводы экспертов наталкивают особенности построения правовых актов. Хотя бы потому, что чисто технически должна использоваться формулировка «водные биологические ресурсы», а их перечень и районы промысла будут утверждаться правительством. Кроме того, в разработанной концепции развития конкуренции прямо рекомендуется разработать предложения о механизме выделения на торги «по заданным критериям и на регулярной основе (раз в 3-5 лет)» части квот из объема, ранее распределявшегося по историческому принципу. С учетом этого краб могут использовать как приманку для включения в аукционный механизм более широкого круга объектов промысла.
«И это вполне допустимо, – считает Георгий Мартынов. – В 2016 году в закон «О рыболовстве…» была внесена корректировка, что распределение квот на 2019-2034 годы будет определяться не по тому объему, который выловило предприятие за последние 10 лет, а из той доли, что указана в договорах на закрепление. Таким образом, принцип исторического вылова был изменен на принцип исторического обладания на основе ранее заключенных договоров. Рыбаков при этом никто не спросил».
После многолетней стабильной работы благодаря распределению квот по историческому принципу рыбная отрасль может получить серьезный экономический и социальный удар. Прежде всего риски появились у тех компаний, которые начали обновлять флот. «В конце прошлого года впервые в российской истории был спущен на воду краболов с гордым именем «Русь», заказчиком которого выступала группа компаний «Антей». Подписано соглашение о строительстве второго судна. Но кто теперь даст гарантию, что у «Антея» не заберут квоты и не выставят их на торги?!» – сетует Георгий Мартынов.
От массового информационного вброса про разгул криминала страдает репутация и пограничной службы, и Росрыболовства, считают рыбаки. «Кроме того, под предлогом столь неблагоприятного фона российской рыбопродукции за рубежом могут объявить бойкот. Либо главные конкуренты отечественных рыбаков на международном рынке воспользуются случаем, чтобы серьезно сбить цены на нашу рыбу и краб. Это при том, что завоевать место там было не так легко. Не говоря уже о том, что были затрачены серьезные средства на сертификацию промысла по международным стандартам. Это сделала Ассоциация добытчиков минтая, сейчас в этом направлении движется Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока», – отметил Александр Дупляков.
«Рыбная отрасль дает работу 15 тыс. человек только в Приморье. Если умножить на условную цифру (три человека в семье), то получится, что рыбацкая профессия кормит порядка 45 тысяч человек, – подсчитал Георгий Мартынов. – За пять лет рыбная отрасль вдвое увеличила отчисления налогов и других обязательных платежей, сегодня эта сумма составляет почти 3 млрд руб. Наибольшую долю занимает налог на прибыль, который за пять лет увеличился в 2,5 раза и составил 1,3 млрд руб. Все эти достижения кто-то хочет погубить. Развязана настоящая информационная война против рыбаков, которые хотят одного – стабильности. Российских рыбаков огульно заклеймили определением «итальянская мусорная мафия». Это оскорбление тысяч людей, занятых нелегким рыбацким трудом. Это непозволительные методы для правового государства».
28 января в Москве состоится внеочередное заседание Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству с участием членов совета, а также представителей СМИ и госорганов, где будет дана оценка неоднозначной ситуации, возникшей в отрасли.
Источник: PrimPress
Фото: PrimPress