Молотком по крабу
Крабовые аукционы введут вопреки протестам рыбаков. Приморские регионы считают грядущие убытки.
Черновой вариант поправок в закон «О рыболовстве» опубликован на официальном правительственном портале. Участники отрасли сопротивлялись этому больше года. Теперь Росрыболовство дало им 15 дней на то, чтобы провести публичное обсуждение документа и, по-видимому, смириться с изменениями, против которых рыбаки выступают практически единогласно. Скандал вокруг передела крабовых квот перешёл в горячую фазу. Нельзя исключать, что он приведёт к массовым акциям протеста в прибрежных регионах.
В среду, 6 февраля, глава Росрыболовства Илья Шестаков собрал совещание, на котором он планировал обсудить поправки с лидерами крупнейших отраслевых объединений. «Планировал» – потому, что рыбаки, по сути, отказались от дискуссии. И это неудивительно, ведь проект закона был опубликован на сайте Regulations.gov.ru в понедельник вечером. Большинство рыбопромышленников попросту не успели его проанализировать.
«Давайте не называть сегодняшнюю встречу общественным обсуждением. Потому что это не так. Законопроект, который появился ровно день назад, и который меняет кардинально все принципы регулирования отрасли... Который отменяет исторический принцип, который уже 15 лет действует в рыболовстве… Такие законопроекты не обсуждают через день после их опубликования на сайте», – заявил исполнительный директор ОАО «Архангельский траловый флот» Сергей Несветов.
Он отметил, что последние несколько месяцев Росрыболовство говорило, что законопроекта нет, соответственно, обсуждать нечего. «Оказывается, он уже был. Я, хоть убейте, не понимаю, что там такого секретного. Из того, что я понял: одни инвестиционные квоты – понятные, заменят другими инвестиционными квотами – непонятными», – добавил Несветов.
Глава Росрыболовства Илья Шестаков призвал рыбаков не протестовать против закона как такового, а внести свои «конструктивные предложения». Чиновник объявил, что принципиальное решение по поводу аукционов принято – половину квот на вылов краба пустят с молотка. Решение это, по его словам, можно считать компромиссным. Идея ввести аукционы на все виды водных биоресурсов – рыбаки опасались этого больше всего – действительно обсуждалась в правительстве.
«Идея такая была, но принято решение о том, что на сегодняшний день это нецелесообразно», – заявил Илья Шестаков. Некоторые из присутствующих увидели в его словах скрытый смысл: однажды кабмин вернётся к этому вопросу. Впрочем, сейчас главные претензии рыбаков связаны с другим.
Поправки на бешеной скорости
Правительство считает, что поправки обладают средней степенью регулирующего воздействия и не потребуют дополнительных ассигнований из бюджета. Поэтому на их общественное обсуждение предлагается дать не более 15 дней.
«Есть основания не согласиться с этими сроками и с этой оценкой. Мы подготовим наши замечания, направленные на то, чтобы процедура должна быть 30 суток и статус высокой степени регуляторного воздействия», – заявил на совещании в Росрыболовстве президент ВАРПЭ (Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей экспортёров) Герман Зверев. Он добавил, что представители отрасли не согласны с мнением правительства о том, что изъятие половины закреплённых за ними квот на краба не скажется на результатах их финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, вопросы у отрасли вызвал «рамочный» характер поправок – они содержат слишком много общих фраз. Конкретика должна появиться в постановлениях правительства, которые могут быть приняты вслед за законом, что делает его последствия непредсказуемыми. «В нём отсутствует перечень нормативно-правовых актов, которые должны и могут регулировать саму процедуру аукциона, подготовку к аукциону. На это тоже надо обратить внимание», – добавил Герман Зверев.
Отсутствие конкретики касается, в частности, перечня объектов, которые предполагается строить за счёт инвестиционных квот. Кто-то даже шутил, что за счёт краболовов будут «поднимать» самолётостроение и коммунальную отрасль. Илья Шестаков обозначил позицию Росрыболовства по инвестиционным квотам следующим образом:
«Мы, безусловно, считаем, что это должны быть только краболовные суда. Конечно, возможны, и другие направления: строительство каких-то холодильных мощностей, инфраструктурных проектов именно для рыболовства. Возможно, каких-то перерабатывающих заводов. Но мы пока этого не видим, поэтому говорим только о краболовных [судах]».
Последствия будут тяжёлыми
Ещё одна претензия к документу: поправки предварительно не согласовали ни с отраслевым сообществом, ни с руководством прибрежных регионов. И произошло это вопреки тому, что осенью участники Международного конгресса рыбаков во Владивостоке почти единогласно выступили против изменения системы распределения квот на вылов любых водных биоресурсов. Рыбаки считают, что в противном случае бюджеты регионов могут лишиться значительной части налоговых поступлений.
«Одна компания заплатила в прошлом году 850 млн рублей налогов в региональный бюджет. Если предположить, что эта компания не будет участвовать [в аукционах], половина этой суммы уйдёт из Мурманской области. Придут люди из других субъектов. Ставки сбора они будут платить в налоговых инспекциях других субъектов. 80% от ставок сбора – это краб. По нашим предварительным расчётам, Мурманская область потеряет порядка 600 млн рублей», – заявил на совещании в среду глава Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Он уверен, что крабовые аукционы нанесут удар по социальным программам. Поэтому позиция правительства, которое не считает этот законопроект социально значимым, выглядит странной.
Такого же мнения придерживаются рыбаки из Южно-Сахалинска. Они предполагают, что потери регионального бюджета в случае введения крабовых аукционов будут исчисляться сотнями миллионов рублей. Вполне вероятно, что правительство Сахалинской области скоро подтвердит их предположения конкретными цифрами.
Представитель отрасли из Владивостока был менее сдержан: «У нас есть средние и даже мелкие компании, у которых квоты 500 тонн и меньше. Сегодня эти компании выработали свою долгосрочную политику по освоению других объектов промысла. Люди заложили и построили суда. Да не по одному судну! И, если мы сегодня заберём у них 50% квот, то им, во-первых, придётся остановить все промыслы, а во-вторых, придётся просто напросто уволить людей!», – отметил он.
Секретам нет конца
Валентин Балашов также отметил, что в поручении президента, которое было озвучено на заседании Госсовета в 2015 году, шла речь только о выделении квот на инвестиционные цели. О необходимости вводить аукционы, там не было сказано ни слова.
«Вы не знаете, кто и что нам поручал», – резко ответил ему глава Росрыболовства Илья Шестаков. Оппонент попытался возразить, что все поручения главы государства публикуются в открытом доступе, но тут взяли слово рыбопромышленники с Камчатки. Они участвовали в заседании при помощи видеосвязи.
«Мы видим полное пренебрежение мнением рыбацкой общественности, которое высший отраслевой орган – съезд рыбаков – закрепил», – сказал представитель камчатских рыбаков. Он обратил внимание на неловкое положение, в котором оказался Илья Шестаков – с одной стороны на чиновника, по-видимому, давит начальство из правительства, с другой – протесты ключевых игроков вверенной ему отрасли.
«Спасибо за переживания, давайте всё-таки конструктивно. Не надо оценивать меня, какие-то мои внутренние ограничения. Если вы хотите поговорить, пожалуйста, приходите в кабинет – поговорим», – парировал Шестаков.
«Илья Васильевич, Камчатка далековато от вашего кабинета. Поэтому приходится говорить вот так. Мы поддерживаем то, что высказал президент ВАРПЭ, и считаем недопустимым после всех решений съезда принимать какие-то кулуарные решения», – прозвучало в ответ.
Руководители отраслевых объединений, которые участвовали во вчерашнем совещании, сошлись в следующем: публичное обсуждение поправок надо было начать до их публикации на Regulatios.gov.ru; законопроект следует обсудить с главами регионов, профсоюзами и общественными объединениями, а срок обсуждения – продлить до 60 дней.
Хочется верить, что в ходе этого обсуждения будут даны ответы на более масштабные вопросы о природе новых крабовых аукционов. Кто с такой маниакальной настойчивостью продвигает этот законопроект? Не станет ли грядущий передел крабовой отрасли моделью для таких же событий в других отраслях? Если регулярно выставлять на аукционы действующие нефтяные и газовые месторождения, то государство, безусловно, получит ещё больше денег. Вот только кто в таких условиях будет строить и обновлять инфраструктуру добывающих компаний?
Источник: versia.ru
Фото: versia.ru