Тема: Борьба за исторический принцип

Актуально
«Неважный» закон

«Неважный» закон

Почему проект закона о крабовых аукционах должен обсуждаться с отраслью и регионами не менее 60 дней.

Российские рыбопромышленники не первый год противостоят попыткам одной компании подмять под себя всю краболовную отрасль. Но теперь дошло до того, что для достижения своей цели лоббисты этой компании решили использовать Правительство РФ, Государственную Думу и Совет Федерации. Складывается впечатление, что они пытаются имитировать общественное обсуждение, выделив на него 15 дней вместо 60-ти! Рыбаки требуют дать им положенное время для изучения документа.

Господин Шестаков надеется, что проект закона о крабовых аукционах внесут в Госдуму в самое ближайшее время. Документ, который вызвал солидарный протест всей отрасли, наконец, опубликован на федеральном портале Regulation.ru. Общественное обсуждение этих поправок вроде как можно считать открытым. Срок для обсуждения отведён минимальный – 15 рабочих дней. На фоне такой спешки выглядит странным то обстоятельство, что громкая инициатива не упоминается в плане законопроектной деятельности правительства РФ на 2019 год.

Значит ли это, что текст поправок о крабовых аукционах до последнего времени был секретом не только для рыбаков, но и для многих ведомств? Если всё так, то каким образом Минсельхоз (именно он является официальным автором поправок) собирается в короткий срок утвердить его в правительстве и провести через обе палаты парламента? У нас нет ответов на эти вопросы. Очевидно одно: возврат крабовых аукционов – порочная практика, от которой государство отказалось в начале 2000-х. И продвигает ее мощное лобби, уверенное в своей способности изменить любые планы.

Список законопроектов, которые правительство РФ планирует внести в Госдуму в 2019 году, одобрен профильной комиссией кабмина 17 декабря 2018 года, 25 декабря его утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев (распоряжение правительства РФ №2935-р). В течение 2019 года исполнительная власть планирует внести в Думу 49 законопроектов. Ни одного проекта, связанного с рыболовной отраслью в этом списке нет.

Но мы хотим рассказать не об этом. Какой толк от обсуждения бюрократических процедур, если сам текст документа, опубликованного на Regulation.ru, подготовлен с нарушением правительственных постановлений?

Замминистра сказал: «в морг!»

Глава Росрыболовства, по сути, не скрывает, что считает излишним широкое обсуждение поправок с участниками отрасли и главами прибрежных регионов. Осенью и те, и другие высказались резко против возврата практики, из-за которой в 90-х на улицах убивали бизнесменов и губернаторов. Более того, регионы прислали 29 положительных отзывов (включая все приморские регионы) на другой «рыболовный» законопроект, который подготовила член Совета Федерации Елена Афанасьева. Сенатор предложила законодательно запретить введение новых правил до момента, когда истечёт 15-летний срок действия так называемого исторического принципа распределения квот на добычу водных биоресурсов.

Однако Илья Шестаков цинично заявляет, что крабовые аукционы не приведут к финансовым потерям в рыбопромысловых компаниях и в приморских регионах. Поэтому скандальный законопроект якобы имеет среднее регулирующее воздействие на отрасль и, соответственно, 15-ти дней хватит, чтобы выслушать мнение всех заинтересованных сторон. Рыбаки своё мнение высказали ещё до Нового года. На недавнем заседании в Росрыболовстве они подтвердили свою позицию и озвучили цифры, которые Шестаков, по-прежнему, услышать не хочет.

В результате предложенной «реформы» бюджет одной только Мурманской области может недосчитаться 600 млн рублей в год – такие цифры привёл глава Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Ежегодные потери бюджета Приморского края от введения крабовых аукционов оцениваются в 1 млрд рублей . Очевидно, что эти потери не смогут не повлиять на финансирование социальных программ и выполнение майского указа президента. Но Илья Шестаков по-прежнему считает, что обсуждать с регионами нечего. Как в том чёрном анекдоте: «Доктор сказал в морг, значит – в морг!».

Анализировать особенности мышления и поведения российского чиновника – дело неблагодарное. Мы отметим лишь, что существуют Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №1318. В нарушение п.п. «к» п. 15 указанных правил, сводный отчёт проекта закона о крабовых аукционах не содержит данных об оценке расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений.

Проще говоря, потенциальные потери региональных бюджетов и бизнеса, по-видимому, никто не считал. Законопроект о крабовых аукционах мог получить среднюю степень регулирующего воздействия исключительно по воле какого-то одного человека. Наверняка в будущем правоведы назовут такую тактику порочной.

Руководители ряда рыбопромышленных компаний считают, что возобновление крабовых аукционов может лоббировать «Русская рыбопромышленная компания». Совладельцем этой компании является бизнесмен Глеб Франк – зять миллиардера Геннадия Тимченко и сын главы госкорпорации «Совкомфлот» Сергея Франка.

Плати или уходи

С потерями бюджетов регионов всё более-менее ясно. А вот суммарные потери промысловых предприятий после введения крабовых аукционов ещё предстоит посчитать. Но потери будут однозначно: половина ресурса, который компании получили на законных основаниях в предыдущие годы, купив квоты на государственных аукционах, будет выставлена на торги. Потеря половины квот приведёт к сокращениям плавсостава краболовных судов и работников перерабатывающих предприятий на берегу, а также к приостановке инвестпрограмм на десятки миллиардов рублей.

Но глава Росрыболовства Илья Шестаков такую логику не воспринимает. Свою позицию он объяснил примерно так: «Если вводится какое-то регулирование, которое ведёт к возникновению новых расходов для компаний, то тогда обсуждение действительно должно осуществляться в течение 60 дней. Здесь никаких новых обязательных расходов не вводится». По словам чиновника, «никто не заставляет компании участвовать в аукционах». Представьте, что государство забрало у вас комнату в приватизированной квартире и предложило вам выкупить её обратно на аукционе. С добычей краба собираются сделать нечто похожее.

Хочется верить, что Государственная Дума и Совет Федерации, в которых заседают представители рыбопромысловых регионов, не позволят лоббистам вытирать об себя ноги. Рассмотрению законопроекта о крабовых аукционах должно предшествовать его полноценное обсуждение с главами приморских регионов, лидерами отраслевых объединений и профсоюзов рыбаков. Для этого регулирующие воздействие этого документа должно расцениваться как высокое, а сроки его общественного обсуждения следует увеличить в четыре раза.

Источник: versia.ru

Фото: versia.ru

Назад