Тема: Борьба за исторический принцип

Актуально
Система пошла вразнос

Система пошла вразнос

Федеральная антимонопольная служба предложила новые идеи по перераспределению квот на аукционах. Получается, что вслед за крабами на торги могут отправиться и другие объекты промысла. Хотя госорганы не раз заявляли: они выступают за то, чтобы такого не произошло. Кто и когда обещал не распространять аукционный принцип – в материале Fishnews.

Мишень для ФАС

Антимонопольная служба не оставляет планов по изменению принципов предоставления права на вылов. На этот раз ведомство предложило отправить не менее половины от объема квот, ранее распределявшегося по историческому принципу, на электронный аукцион. Именно такая формулировка – «не менее 50%» – и используется в документе, верхний предел не установлен. А значит, это может быть и 70%, и 90%.

Еще одна идея – торги для увеличенного объема общего допустимого улова в случаях, которые установит правительство. При этом не уточняется, о каких видах водных биоресурсов идет речь.

Антимонопольная служба уже не первый год критикуют исторический принцип. Как заявляет ведомство, в нем – причина чуть ли не всех проблем. Исторический принцип мешает развитию отрасли, притоку инвестиций и даже – повышению доступности рыбы и морепродуктов для потребителя. Такие выводы сделаны в докладе, который ФАС направила в правительство по итогам 2018 года.

Отправить половину квот на аукцион – «очень взвешенное решение», заявил глава ведомства Игорь Артемьев, когда готовился проект закон по крабу. «50% оставить на исторический принцип, тем самым оно [правительство] гарантирует стабильность этой отрасли на десять лет, а вторую половину отправляет на аукцион и нормально перераспределяет между другими, кто готов заплатить. Что здесь плохого?» – говорил руководитель ФАС в интервью «Коммерсанту».

Кто и что обещал

В прошлом году договоры о закреплении долей квот были заключены с предприятиями на новый срок – теперь уже на 15 лет. Подготовка большого количества документов, напряженная работа по сбору заявок и расчету объемов, которые могут осваивать компании. Однако получается, что система устойчивее так и не стала.

Хотя бережно отнестись к историческому принципу и не распространять аукционный принцип обещали чуть ли не все ветви власти. «Так называемый исторический принцип, который сложился в отрасли уже достаточно давно, его нельзя резко менять. Иначе мы подорвем саму добычу рыбы», – заявлял в декабре 2017 года президент Владимир Путин. Как раз тогда, когда в публичное пространство проникла первая информация о крабовых аукционах.

Минсельхоз и Росрыболовство не раз старались показать, что торги по остальным видами водных биоресурсов, помимо крабов, не поддерживают. Аукционы предлагаются для краба с его высокой доходностью. Для таких объектов промысла, как рыбы, – «по которым рентабельность достаточно на грани балансирует» и «реализуются крупные инвестиционные проекты» – важно сохранить исторический принцип, заявляли в Федеральном агентстве по рыболовству.

«Мы относимся к этому отрицательно», – так замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков комментировал предложение ФАС раз в три-пять лет перераспределять квоты на аукционах. Пункт о регулярных торгах вошел в дорожную карту, которую правительство приняло в августе 2018 года.

«Даже когда мы согласовывали этот план, то говорили о том, что это будет только доклад, – отмечал глава Росрыболовства. – Да, проанализировать можно, понятно, что ФАС на этом настаивает, но мы относимся к этому негативно, потому что считаем, что это не даст возможности для долгосрочного прогнозирования для рыболовецких компаний. Тем более ни сам механизм, ни сами подходы, ни, самое главное, цель этого вообще не понятны».

В апреле стало известно о письме, которое Министерство сельского хозяйства направило в антимонопольную службу. Минсельхоз сообщал, что изучил вопрос о продаже всего объема квот для промысла на торгах и пришел к выводу о негативном влиянии такого способа распределения на развитие отрасли. Поменяй действующий принцип – и снизятся экономические показатели рыбного хозяйства, может вырасти браконьерство и социальная напряженность. О таких негативных последствиях предупреждало министерство.

Сейчас в отрасли запущен механизм инвестиционных квот. Пока не будут получены результаты ввода в эксплуатацию объектов инвестиций, формировать механизм перераспределения долей квот на аукционах преждевременно, отмечали в Росрыболовстве.

Попытались успокоить компании Совет Федерации и Госдума. Депутаты, принимая закон о крабовых аукционах, выпустили постановление с рекомендацией правительству. Кабмин призвали сохранить действующий механизм предоставления права на вылов, пока в силе договоры, заключенные в 2018 году.

«…Мы должны убедиться, у нас в постановлении было, что правительство должно обеспечить стабильность этих отношений исторических по другим видам водных биоресурсов. Там, где уже и инвестквоты есть, и где все работает», – комментировал позднее председатель комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

В июле к Госдуме присоединился и Совет Федерации: сенаторы также рекомендовали правительству обеспечить сохранение действующего механизма предоставления права на вылов (при этом они, как и депутаты, не забыли уточнить, что речь не идет о крабе).

Бизнес-сообщество выступило за то, чтобы исключить пункт о регулярных аукционах из дорожной карты по развитию конкуренции. Вице-премьер Алексей Гордеев обратился по этому поводу к главе правительства. Резолюция Дмитрия Медведева оставила простор для фантазии: «Из плана можно исключить, но работу (в рамках уже принятых решений) необходимо продолжить».

Поле для маневров

О том, что исторический принцип все больше и больше размывается, стали говорить еще после того, как в 2016 году были введены инвестиционные квоты. Потом последовало решение о крабовых аукционах.

В заявлениях властей также проскальзывает: условия доступа к ресурсу в любой момент могут измениться. В марте, когда как раз рассматривался проект закона о квотах на вылов краба, бизнес «порадовал» вице-премьер – руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко. «Мы переходим от исторического к аукционному принципу, и понятно, что будут недовольные. Но надо заканчивать эту практику, когда государственный ресурс используется за бесценок», – сказал он. Говорил вроде бы о крабе, но оснований для беспокойства добавилось всем.

Запомнились и слова Дмитрия Медведева о том, что исторический принцип «пришел в несоответствие с необходимостью обновления основных фондов отрасли».

Так что высказывания первых лиц страны всегда оставляют поле для маневров, когда будут приниматься конкретные управленческие решения.

Маргарита Крючкова

Источник: Fishnews

Назад