Комиссия РСПП назвала препятствия для импортозамещения на рыбном рынке
Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре подготовила рекомендации, направленные на замещение импорта и недопущение роста на рыбопродукцию. Предложения охватывают сферы пограничного контроля, ветеринарного оформления, транспортировки рыбных товаров.
Напомним, что 28 августа состоялось внеочередное заседание Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, посвященное состоянию и перспективам развития российского рыбного рынка в связи с принятием «отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ».
Как сообщили в управлении РСПП по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями, члены комиссии утвердили рекомендации для Евразийской экономической комиссии и Правительства России (далее – Рекомендации).
В Рекомендациях приводится детальный анализ производства рыбопродукции и добычи водных биоресурсов, импорта и экспорта рыбных товаров, влияния, которое способно оказать на внутренний рынок рыбопродукции введение налога с продаж.
Отмечено, что незащищенными от запрета на импортные поставки являются сегменты охлажденной и мороженой рыбы. В то же время в течение года можно заместить импорт в сегменте продовольственного сырья для производства продукции из сельди, скумбрии и лосося, сегментах креветки и минтаевого сурими.
Комиссия озвучила препятствия, которые мешают замещению импортных рыбных товаров и сдерживанию роста цен на продукцию из водных биоресурсов. Во-первых, это административные барьеры при осуществлении пограничного контроля на промысле (проблемы в сфере регулирования неоднократного пересечения госграницы судами, занятыми в рыбной отрасли, поднимались уже не раз).
Во-вторых, барьеры при ветеринарном оформлении продукции из водных биоресурсов. Отмечено, что технологическая схема выписки ветеринарно-сопроводительных документов в Россельхознадзоре основана на истребовании у рыбопромышленных предприятий документов, отмененных законодательными актами, применении избыточного объема контрольных процедур и дублировании контрольных функций других государственных ведомств. Причем, по мнению специалистов, новый приказ Минсельхоза, регламентирующий оформление ВСД, проблему не решит.
В-третьих, экономические барьеры при организации доставки рыбопродукции с Дальнего Востока в другие регионы России как по железной дороге, так и Северным морским путем.
Указав на проблемные моменты, эксперты выдвинули предложения по исправлению ситуации, сообщает корреспондент Fishnews.
В числе рекомендаций – обратиться в ЕЭК с предложением о внесении изменений в проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции». В частности, предложено предусмотреть, что непереработанная пищевая рыбопродукция, произведенная из уловов, добытых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе государства-члена ТС и перемещаемая по территории этого государства, сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие ее безопасность, и не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе.
Приводятся и поправки в уже упомянутый приказ по ветеринарной сертификации. В комиссии считают, что нужно предусмотреть пункт, согласно которому подконтрольная ветеринарному контролю (надзору) переработанная продукция животного происхождения сопровождается ветеринарным сертификатом, подтверждающим эпизоотическое благополучие территории выхода продукции, без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
Представители отрасли также выступают за то, чтобы отменить обязательные лабораторные исследования каждой партии российской рыбопродукции, а документ о безопасности выдавать на основании государственного мониторинга районов промысла.
Предложено установить безвозмездный принцип для проведения лабораторных исследований партий рыбной продукции.
Сформулированы изменения в части пересечения государственной границы, выдвинуты инициативы по оптимизации транспортировки рыбных товаров. Так, предусмотрено обращение в Минэкономразвития и ФАС с предложением о подготовке нормативно-правовых актов, направленных на развитие конкуренции в секторе железнодорожных перевозок рыбопродукции за счет расширения привлечения частных операторов специализированного подвижного состава. По мнению специалистов, нужно также устранить ограничения в части доступности для независимых операторов специализированного подвижного состав припортовых железнодорожных путей к рыбным терминалам морских портов в целях погрузки рыбопродукции.
Также отмечена важность установления специального тарифа на ледокольное сопровождение транспортных судов, доставляющих рыбопродукцию из районов Дальнего Востока в порты Мурманск и Санкт-Петербург. Выдвинуты и другие рекомендации по импортозамещению.
04.09.2014 г.