Поправки по ставкам сбора не укладываются в законодательство
Мнение Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока по проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введении дифференцированного подхода к определению ставок сбора за право пользования отдельных видов водных биологических ресурсов»:
- В сравнении с предыдущими законопроектами, посвященными дифференцированию расчета сбора, новый документ выглядит более простым и понятным – но это только на первый взгляд. Практическая реализация законопроекта вызывает сомнения. Основной причиной этого является отсутствие логической взаимосвязи целей законопроекта и инструмента, описанного в законопроекте, посредством которого планируется достижение этих целей, а также сложность или, скорее всего, невозможность практического администрирования положений, устанавливаемых законопроектом.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием и пояснительной запиской к законопроекту, основной целью введения дифференцированного подхода к определению ставок сбора за право пользования отдельными видами водных биологических ресурсов является развитие отечественных рыбоперерабатывающих мощностей, обеспечение производства рыбной продукции с высокой степенью переработки, замещение на отечественном рынке импортной пищевой и иной продукции из водных биоресурсов, а также обеспечение экспорта отечественной продукции ВБР с высокой степенью переработки.
Но, к сожалению, ни в финансово-экономическом обосновании, ни в пояснительной записке не сказано каким образом предлагаемые изменения будут способствовать достижению поставленных целей.
В ФЭО разработчик основной акцент делает на то, что применение положений законопроекта позволит увеличить поступления в бюджет Российской Федерации на 3,7 млрд. рублей, а также будет способствовать ограничению экспорта ВБР в рамках действующих санкций. При этом дополнительные средства буду получены от рыбохозяйственных предприятий не за счет достижения тех благих целей, которые указаны выше, а за счет отмены существующей льготы по уплате ставки сбора.
То есть, по мнению авторов законопроекта, повышение налогового бремени на предприятия способствует развитию их инвестиционного потенциала. Странная логика.
К сожалению, следует признать, что основная цель законопроекта – увеличение поступлений в бюджет. И даже такая цель как ограничение экспорта в рамках действующих санкций на фоне складывающейся экономической ситуации в стране выглядит нелогичной. И уж тем более изъятие из отрасли дополнительных финансовых средств никак не будет способствовать достижению заявленных целей.
Также вызывает вопросы и возможность практического администрирования механизма представленного в законопроекте.
Во-первых, законопроектом вводится понятие коэффициента расхода сырья на единицу готовой продукции по видам обработки водных биологических ресурсов, который будет устанавливаться Минсельхозом России. Понимает ли автор поправок те трудности, с которыми он сам столкнётся при разработке этого подзаконного акта? Фактически прилагается в целях налогового администрирования каким-то образом стандартизировать в рамках целой отрасли нормы выхода готовой продукции, зависящие от огромного количества факторов (в том числе и биологических), способных меняться даже в пределах одного промыслового сезона.
Во-вторых, в законопроекте полностью отсутствует логическая взаимосвязь между моментом, когда у плательщика наступает обязанность уплаты ставки сбора, с одной стороны, и моментом применения условия, предлагаемого законопроектом, с другой стороны. Между этими двумя моментами всегда будет существовать временной разрыв.
Это делает невозможным практическое применение предложенного механизма. Можно говорить о том, что он противоречит основным положениям главы 8 Налогового кодекса РФ, в которой раскрываются понятия налогового периода, налоговой базы, порядка исчисления, сроки и порядок уплаты налогов и сборов.
Таким образом, перечисленные дефекты не позволяют реализовать очередной законопроект, касающийся применения льготы по уплате ставки сбора за право пользования ВБР.
02.12.2014 г.