Заявления ФАС о вреде «исторического принципа» ошибочны
26 марта на заседании Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса представители антимонопольной службы заявили, что увеличение срока закрепления квот не привело к положительным изменениям в отрасли. По словам замруководителя ведомства Алексея Доценко, анализ развития рыбного хозяйства за последнее десятилетие показал отсутствие инвестиций, физический износ флота на 90%, установление барьеров для входа производителей на рынок, появление «квотных рантье».
Начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Вадим Соловьев сообщил, что данные по инвестициям и износу судов представлялись Росрыболовством на заседаниях рабочих групп, в том числе межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса. Представитель ФАС добавил, что антимонопольная служба провела собственное исследование, связанное с лизинговыми компаниями, которое показало: финансовые инструменты в судостроении не работают. «По нашим данным, по данным лизингового рынка, Росрыболовства, красивой картинки нет с точки зрения отрасли», - подытожил Вадим Соловьев.
Fishnews обратился за разъяснениями к заместителю руководителя Федерального агентства по рыболовству Василию Соколову.
«Во-первых, непонятно, как связана Федеральная антимонопольная служба и модернизация «исторического принципа». В стране есть орган, ответственный за госполитику в области рыболовства, – это Министерство сельского хозяйства. А ФАС является согласующим органом, но никак не законотворцем в этом отношении. Это не в их полномочиях», - подчеркнул Василий Соколов.
Он отметил, что Росрыболовство никакой аналитики в антимонопольную службу не представляло. «Данных, согласно которым в отрасли полный износ флота, упадок и куча рантье, мы не направляли. Наоборот, после введения десятилетнего периода закрепления долей квот количество рантье снизилось, повысилась эффективность пользователей. Да, нового флота появилось не так много, как хотелось бы, но он по своему возрасту моложе, чем, скажем, японский и американский. Более того, существенно повысилась его производительность за последние несколько лет за счет глубокой модернизации. На инвестиции в береговую переработку построены великолепные перерабатывающие заводы на Камчатке и Сахалине. Вылов увеличился на миллион тонн по сравнению с 2004 годом, когда вступило в силу первое закрепление долей квот», - рассказал замглавы ФАР.
Собеседник Fishnews обратил внимание на выполненную модернизацию судов. «Если в советское время 70-80 тонн на БАТМ считалось – передовик производства, то сейчас 140-150 тонн – это норма. Поставлены новые линии, новые двигатели, современные цеха, новейшее навигационное и поисковое оборудование. К сожалению, ничего из этого в нашей стране не производится. Кстати, на Северном бассейне предприятия построили новейшие суда на зарубежных верфях.
Мне непонятно, на чем строятся выводы ФАС. Есть справки о том, что флот стареет, это так, но возраст судов - вообще не показатель. Плохо, если флот технически отсталый. Флот у нас достаточно «молодой» по сравнению с мировыми рыболовными державами. Вот только ресурсов для модернизированных судов уже не хватает. Рыбаки готовы и дальше строить флот, но за какую цену и под какой ресурс? Поэтому на чем строятся утверждения коллег из ФАСа, мне не совсем понятно», - заметил Василий Соколов.
Он подчеркнул, что увеличение срока закрепления квот в целом благоприятно сказалось на рыбном хозяйстве России. «Есть некоторые «шероховатости», определенный импульс, данный «историческим принципом», сейчас исчерпывается. Поэтому мы работаем над изменениями в законодательстве, которые обеспечат новый толчок развития отрасли. Но в целом принцип был крайне положительным, он дал очевидный хороший эффект и очень позитивные изменения налицо», - резюмировал заместитель руководителя Росрыболовства.
31.03.2015