Отраслевое сообщество просит не трогать закон о рыболовстве
Новый проект поправок в закон о рыболовстве вызвал практически единогласное неприятие у рыбопромышленников. В частности, руководители отраслевых объединений весьма резко отзываются о предложении ввести так называемые «квоты господдержки» для стимулирования отечественного судостроения.
Минула почти половина срока, отведенного на общественные обсуждения проекта фундаментальных поправок в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования распределения квот. На едином портале проектов нормативных правовых актов сейчас оставлено 10 комментариев по предлагаемым изменениям, 5 пользователей проголосовало «против» и ни одного – «за». Публичное обсуждение документа завершается 14 сентября 2015 г.
- Общественные обсуждения на официальном портале проектов нормативных правовых актов идут очень вяло, - комментирует Fishnews президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин. - Можно даже сказать, никак не идут. Зато в профессиональной среде кипят страсти и практически все отраслевое сообщество единодушно выступает против выдвинутых новаций. Мы то и дело наблюдаем, как на том или ином совещании коллеги буквально взрываются, когда речь только заходит о каких-нибудь «квотах под киль», «квотах господдержки» или иных способах за счет рыболовства поддержать то судостроителей, то резидентов ТОСЭР, то еще кого-нибудь. Ветераны не сдержались и обратились непосредственно к президенту, который распорядился в сентябре 2015 года провести заседание Госсовета по вопросу «О развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации». ВАРПЭ последовательно выступала и будет выступать против выделения «квот под киль» и введения этих новаций в закон о рыболовстве.
- Не надо нам никакой господдержки ни под каким соусом, - поддерживает Александра Фомина председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. - Дайте нам нормальный рыночный продукт, и мы у вас его купим. Но ведь никто не предлагает. На прошлой неделе на совещании в Росрыболовстве по судостроениюрыбаки резко раскритиковали предложенные 20% «квот господдержки». Мы, и это подтвердят все судовладельцы, не против строительства судов на российских вервях. Другое дело, что верфи к этому не готовы. Они строят дороже и дольше, чем их коллеги за рубежом. А введение так называемых «квот господдержки» - это не стимулирование нашего судостроения, а скрытая форма передела рыбных ресурсов. Кроме того, эта идея зиждется на недостоверных сведениях о техническом состоянии рыбопромыслового флота. Фактом является произошедший за последние семь лет рост производительности добычи и переработки рыбы. Без всяких «квот господдержки» на Северном бассейне с 2007 года приобретено и модернизировано порядка 80 судов. За этот период количество судов там уменьшилось почти вдвое. При этом вдвое увеличилась производительность на одно судно и на одного рыбака. Количество мощностей превышает квоты в 1,5 раза. Лимиты осваиваются на 98%.
- Не трогайте вы наш закон, - лаконично и жестко отреагировал на нормотворческий зуд отраслевого ведомства руководитель Союза рыбопромышленниов Карелии Игорь Зубарев. - Дайте распределиться в 2018 году и дайте рыночное предложение. Когда мы будем понимать, какие у нас квоты, кто ж скажет «нет» судостроителям? Но страна должна двигаться в рынке.
Направить усилия на недоиспользованные объекты лова призвал руководитель группы Сахалинского представительства при президенте, Правительстве РФ и Федеральном собрании Владимир Измайлов.
- Когда развалился СССР, у нас было 6 тыс. судов и мы ловили 6 млн. тонн рыбы. Сегодня мы имеем 2 тыс. судов и ловим 4 млн. тонн. За этот период за рубежом покупались и модернизировались суда. Сегодня стоит задача - строить новые суда. Отнять квоты у одних и отдать их другим по используемым и ценным видам ВБР - это не выход. Прежде всего, нужно посмотреть, в каких направлениях у нас не хватает мощностей. Это – задача Росрыболовства. И эти 20% «квот господдержки» надо направить, прежде всего, туда, где у нас есть превышение ресурсов над мощностями в разы. Нужен анализ количества и качества судов, которые у нас есть и какие суда нам нужны для освоения недоиспользуемых ресурсов. В этом есть реальное направление развития отечественного судостроения, - подчеркивает Владимир Измайлов.