Сельдь не сдается
Иностранные картели развернули против российской рыбной отрасли информационную войну.
Пока госуправленцы спускают вниз директивы о необходимости наращивания импортозамещения и пытаются привить россиянам любовь к отечественной рыбе, зарубежные транснациональные «рыбные» картели и переработчики, плотно «сидящие» на иностранном сырье, развернули против них одно из самых мощных орудий – СМИ.
Уже неделю продолжается информационная лихорадка по поводу будущего дефицита сельди, который непременно скажется на цене почитаемой российскими гражданами рыбы.
Об «анатомии» информационной войны хорошо рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев в своем ЖЖ, сообщает корреспондент Fishnews.
- 13 августа в 15:10 на сайте IntraFish была опубликована новость под заголовком Russia to ban Iselandic Seafood imports. Автор публикации сообщил о нервной реакции представителей исландского рыбного бизнеса на запрет поставок исландской рыбопродукции. Спустя четыре дня родившаяся за океаном новость пришла усилившимся информационным эхом в Россию, – пишет Герман Зверев.
Деловые издания моментально подхватили новость, а часть из них усмотрели в запрете 66 тыс. тонн исландской продукции (это примерно 2% российского рыбного рынка) глобальный дефицит рыбы в России. И конечно, поспешили сделать вывод о неизбежном ее подорожании.
Оперативно отреагировал и сам первоисточник: уже на следующий день вышел «расширенный» вариант новости, подрихтованный с учетом мнений российских «экспертов».
А теперь посмотрим на факты
Экспорт российских предприятий неуклонно снижается, а поставки на внутренний рынок, напротив, растут. Так, в 2013 г. экспорт сельди составлял 149 тыс. тонн, а в 2014-м – уже 120 тыс. тонн. Причем в прошлом году за первые шесть месяцев рыбаки экспортировали 86 тыс. тонн сельди, а сразу после введения санкций – всего 40 тыс. тонн. И это несмотря на то, что показатели по вылову были высокие. В этом году экспорт в первом полугодии составил 63 тыс. тонн. А по итогам года, по оценкам экспертов, вряд ли превысит цифру в 100 тыс. тонн.
То есть никаких предпосылок для возникновения дефицита нет. Запрещенные к ввозу 66 тыс. тонн исландской сельди для российского рынка мало что значат.
«Сейчас важно не проливать слезы по поводу запрета исландской сельди, при нынешнем-то курсе эта селедка уже на таможне стоила бы свыше 100 рублей - вдвое дороже российской», – комментирует Герман Зверев.
Импортеры «привыкли» работать с исландской сельдью. Конечно, потому что они получали ее без предоплаты. «Импорт осуществляется по льготным схемам и застрахован в государственных внешнеторговых фондах той же Исландии и поэтому приходил в Россию на условиях отсроченного платежа», - рассказывает глава отраслевого объединения. Такие поставки, бесспорно, обладают конкурентными преимуществами перед отечественной рыбопродукцией. «Но преимущества связаны не с качеством рыбы, а с качеством ее финансового сопровождения», – считает президент АДМ.
В сухом остатке
Мы стали свидетелями, как картели транснациональных компаний (норвежских, исландских), которые работали на нашем рынке, ввозили сюда продукцию и имеют поддержку со стороны государства, используют информационное оружие, чтобы влиять на рынок. «Судя по всему, некоторые трейдеры намерены увеличить цены на сельдь, рассчитывая на податливость напуганного слухами и газетными публикациями о грядущем дефиците потребителя», – полагает глава АДМ.