Интересы добросовестных пользователей пострадать не должны
– Госсовет и вышедшие вслед за ним поручения президента и указания правительства позволяют говорить о том, что сформулированы стратегические направления, куда будет развиваться регулирование в отношении предприятий рыбохозяйственного комплекса. Отдельные меры, вошедшие в поручения, могут радовать или не радовать рыбаков, но мы должны относиться к ним уже как к факту и принять участие в дальнейшей разработке нормативных актов, которые вскоре появятся.
Основной момент, который сегодня вызывает вопросы и сомнения: каким образом будет происходить выделение 20% «квот господдержки».
Например, многие карельские предприятия брали крупные кредиты в коммерческих банках, в основном на модернизацию судов. При ведении пелагического промысла у них нет большого запаса прочности, который позволил бы безболезненно перенести лишение 20% выручки. Если доходная база сократится на 1/5 часть, то бизнес-план может этого не выдержать, что, конечно же, скажется на финансовых показателях.
Если 20% квот просто заберут у всех в государственный резерв и будут распределять только тем компаниям, кто построит новый флот, то нужно понимать, что суда, которые сегодня задействованы в промысле, 20% времени не будут выходить в море. Их улов сократится на 20%, соответственно, на те же 20% вырастет годовая себестоимость добычи рыбы. В дальнейшем это решение может привести к удорожанию рыбной продукции на прилавках магазинов. И нам, рыбакам, поставят в вину это обстоятельство при оценке работы отрасли.
Кроме того, многие добросовестные пользователи за прошедшие годы модернизировали свой флот, приведя его в соответствие с имеющимися ресурсами. В настоящий момент они не нуждаются в строительстве нового судна. Но как они могут в дальнейшем получить возможность его построить, если у них сегодня отберут 20% их объемов и ухудшат экономику?
Безусловно, нам и самим хотелось бы не ходить ни в Польшу, ни в Прибалтику, ни в Норвегию для ремонта и модернизации судов, и уж тем более для строительства. Когда у рыбаков появится возможность производить все эти виды работ в России за рубли, все будут только рады. И в целом рыбная отрасль заинтересована в том, чтобы судостроение поскорее достигло того уровня, при котором оно сможет эти заказы выполнять.
На наш взгляд, необходимо соблюсти баланс, при котором и судостроители смогут развиваться, и у рыбаков будет интерес делать заказы на судостроительных предприятиях, но так, чтобы платить за это не пришлось населению. И разумеется, эти меры не должны ставить на грань разорения мелкие предприятия, которые несут большую социальную нагрузку и которые не имеют запаса рентабельности.
Поэтому сегодня крайне важно определить такой процент изъятия на инвестиционные квоты по видам и по бассейнам, который не приведет к сокращению рабочих мест, к простою судов и общему ухудшению состояния рыбопромышленных предприятий. Надо понимать, что в первую очередь все начнут экономить на судах, возникнет угроза безопасности мореплавания и долгосрочные последствия могут быть очень опасными. В связи с этим мы предлагаем, прежде чем устанавливать конкретный процент изъятия, посмотреть, каким объемом нереализованных ресурсов мы на самом деле располагаем.
Росрыболовство, Минвостокразвития и ФАС уже активно обсуждают механизм распределения ресурса господдержки. Как стало известно, более детально он проработан у министерства. Предлагается, что одним из путей пополнения резерва должно стать направление на эти цели квот, полученных государством в результате принудительного прекращения права на добычу. Кроме того, для целей господдержки предлагается задействовать недоосваиваемые ресурсы и квоты в открытых зонах либо в зонах третьих стран, которые не используются. Если все это суммировать, может получиться достаточно большая ресурсная база для обеспечения инвестиционных квот. Предложения Росрыболовства пока основываются на сокращении доступных рыбакам ресурсов на 20% и их перераспределении по программе квот господдержки.
Мы видим, что между федеральными органами исполнительной власти пока нет согласия, каким образом распределять этот резерв. Профессионалам отрасли близка позиция Минвостокразвития, в основе которой принцип недопущения ухудшения условий деятельности для добросовестных пользователей. Оказывается, можно и резерв господдержки сформировать, и традиционных пользователей ресурса не лишать.
Мы считаем, что предложения Минвостокразвития приведут к наиболее эффективным отраслевым решениям, к увеличению объемов вылова за счет повышения эффективности использования «неодуемых» объектов. В соответствии же с концепцией Росрыболовства в целях господдержки нужно выделить часть квот на добычу наиболее ликвидных биоресурсов. При этом именно суда, задействованные на промысле ценных валютоемких объектов, массово прошли модернизацию. Флот, работающий на сельди, минтае, треске, пикше, крабе, на данный момент наиболее укомплектован, и показатели его эффективности не отстают от общемировых стандартов.
Более взвешенным по отношению к отрасли мы считаем также наполнение резерва господдержки за счет принудительного отъема долей у предприятий с иностранным участием, у рантье, не имеющих судов, а также за счет свободных ресурсов. По крайней мере, при реализации такой политики не пострадают добросовестные рыбаки, исполнявшие на протяжении десяти лет все обязательства перед государством.