Import

Тема: Квоты-2018

Актуально
Росрыболовство поручилось за поправки

Росрыболовство поручилось за поправки

В Госдуме прошли парламентские слушания, где обсуждались недавно внесенные Правительством изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Дискуссия показала: у бизнес-сообщества и регионов остается немало замечаний к законопроекту.

Поправки для развития верфей

Открывая заседание, председатель комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин отметил необходимость изменения государственной политики в отношении основных фондов, к которым в первую очередь относится флот. Он обратил внимание как на сокращение количества рыбопромысловых судов, так и на степень их износа. В еще худшем состоянии, по словам главы профильного комитета, находится береговая инфраструктура – переработка, порты и т.д.

«Основные фонды сегодня не в состоянии решить главную задачу – обеспечить качественной рыбопродукцией наше население», – заявил Владимир Кашин. Одним из вариантов выхода из этой ситуации он назвал «выделение 20% квоты на решение проблемы флота, на решение проблемы инфраструктуры», правда, уточнив, что государство способно поддержать рыболовецкий флот «не только за счет квоты».

Как сообщает корреспондент Fishnews, законопроект, содержащий пресловутую норму о квотах господдержки, накануне поступил в Госдуму и в ближайшее время будет разослан в регионы. При его доработке, по словам Владимира Кашина, в комитете намерены руководствоваться принципом «Не навреди!» Это касается как введения дополнительных обязательств для рыбаков в связи со строительством флота, так и изменения системы налогообложения рыбохозяйственных предприятий.

«Законопроект, который был разработан Минсельхозом и Росрыболовством, полностью исполняет поручение президента, принятое в рамках Госсовета», – прокомментировала поправки замруководителя Росрыболовства Яна Багрова. Она отметила, что тема выделения квот на инвестиционные цели неоднократно обсуждалась с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, рыбаков и даже независимых экспертов.

«На сегодняшний день мы считаем, что это правильное решение. Государство определяет условия игры, государство говорит: «Нам нужны нормальные, хорошие рыбопромысловые суда, построенные на российских верфях». Если вы согласны на эти условия, идите стройте рыбопромысловые суда на российских верфях и за это вы получите дополнительные объемы, – озвучила позицию ведомства Яна Багрова. – Это очень правильное и грамотное решение, оно действительно будет направлено на развитие не только рыбной отрасли, но и на развитие наших верфей и смежных отраслей, которые связаны с судостроением».

Что касается порядка распределения инвестквот, то в Росрыболовстве готовы гарантировать его прозрачность и равный доступ к дополнительному ресурсу тех участников, которых устроят предложенные условия.

Не все регионы рады «охлажденке»

Другой резонансный блок изменений связан с реформированием прибрежного рыболовства. Замглавы Росрыболовства отметила, что переход к единому промысловому пространству «устранит искусственный барьер 12-мильной зоны» и позволит пользователю самостоятельно выбирать, в каком режиме и на каких условиях он будет осуществлять промысел. Поправки также выровняют условия для «прибрежников» и «океанистов» – путем введения санкций при облове прибрежной квоты за недоставку уловов на берег и за отключение ТСК.

«Пользователь сам определяет: хочешь идти в прибрежное рыболовство – выбираешь условия государства и при этом еще получаешь добавочный объем в виде коэффициента 1,2, не нравятся тебе эти условия, экономически для тебя не эффективны – осуществляешь промышленное рыболовство», – подчеркнула Яна Багрова.

Однако далеко не все регионы видят плюсы в новом формате прибрежки. Положительный эффект действующей нормы, допускающей доставку прибрежных уловов в замороженном виде, отметил министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Алексей Коротенков.

«Поправки, принятые в закон о рыболовстве в 2013 году, привели к тому, что грузооборот рыбного порта Архангельск в части доставки прибрежных уловов к 2015 году увеличился с нуля до 4 тыс. тонн. Соответственно выросло и количество судозаходов», – констатировал Алексей Коротенков.

Ввиду удаленности районов промысла от побережья Архангельской области, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа работа флота традиционно была сосредоточена на производстве мороженой продукции. Специализированных судов, выпускающих охлажденную рыбу, у местных предприятий, а это в основном рыболовецкие колхозы, попросту нет. А значит им одна дорога – в промышленное рыболовство, что автоматически означает потерю 20% квот на инвестиционные цели и новые сокращения за счет прибавки объемов тем прибрежникам, у которых найдутся специализированные суда, способные доставлять уловы в охлажденном виде, и которые повезут их в Мурманск.

Алексей Коротенков обратил внимание, что пункт о доставке уловов в порты исключительно в охлажденном виде не вошел в окончательный перечень поручений президента по итогам «прямой линии». Хотя в законопроекте он присутствует. «Очевидно, что к решению таких вопросов следует подходить с учетом региональной специфики», – выразил мнение представитель Архангельской области.

По его словам, в тексте законопроекта, в отличие от предыдущих версий, нет привязки к обязательной доставке прибрежных уловов на рыбофабрики. «Таким образом нет гарантий полной и реальной загрузки производственных мощностей переработки. Вероятнее, рыба будет отправляться в торговые сети центральной России и реализовываться с просроченными сроками хранения», – высказал опасения министр.

Схожей точки зрения придерживается и председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Он указал, что короткий срок хранения и реализации рыбы в свежем и охлажденном виде – всего 10 дней - делает «прибрежку» бессмысленной, когда только переход судна до района промысла занимает не меньше двух суток. «Естественно, на два дня никто в море выходить не будет. Я полностью согласен с регионами, это просто крест на прибрежном рыболовстве четырех субъектов», – уверен глава отраслевого объединения.

Квоты для поощрения рантье?

Росрыболовство изначально позиционировало поправку о продлении срока действия договоров о закреплении долей квот с нынешних 10 до 15 лет как шаг государства навстречу рыбакам. В рамках этой нормы наконец-то дано определение исторического принципа и предусмотрена пролонгация договоров, которые заканчиваются в 2018 г., заострила внимание Яна Багрова.

Квоты на 15 лет действительно ни у кого не вызвали возражений, но вот механизм продления договоров уже выглядит сомнительным. «Дальнейшая пролонгация долей квот на будущий период будет сделана без учета объемов вылова. Это совершенно неправильно, потому что десять лет работы уходит непонятно куда, и мы получим те же доли, которые были в 2008 году. Это абсолютно необъективно хотя бы с точки зрения борьбы с предприятиями, которые торгуют квотами, – они останутся с теми же объемами», – напомнил о проблеме «квотных рантье» вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Владимир Измайлов.

Он также предложил не питать иллюзий по поводу 20% квот, которые будут выделяться под инвестиционные проекты, поскольку этот ресурс не обеспечит необходимого объема капитальных вложений для развития и масштабного строительства флота. Задача «квот господдержки», по мнению Владимира Измайлова, в том, чтобы дать возможность предприятиям эффективно работать и выплачивать кредиты, взятые под строительство. Но эти кредиты необходимо предоставлять на льготных условиях, как это происходит во всем мире.

В свою очередь председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев указал, что квоты на инвестиционные цели, исходя из концепции, представленной Росрыболовство, будут, по сути, разовой акцией, которая коснется только узкого круга лиц, успевших построить суда с момента вступления в силу предлагаемых изменений и до 2021 г. по одобренным межведомственной комиссией проектам. «Основная масса рыбаков останется за бортом и потеряет 20% квот на основные на Северном бассейне промысловые объекты – треску и пикшу», – считает эксперт.

«Сколько судов успеют построить за эти три года наши судостроители? Может быть, 10-15. А весь остальной флот останется старым, поскольку финансировать строительство рыбакам уже будет нечем. В результате создаются заведомо неравные условия модернизации и обновления рыбопромыслового флота в России», – предостерег Владимир Григорьев. По его словам, в условиях ограниченной ресурсной базы потеря 20% квот приведет многие, особенно небольшие предприятия к банкротству.

«То, что мы видим сейчас в законопроекте, разработанном Минсельхозом и Росрыболовством, – это не реализация поручений президента. Там реализуются всего три поручения президента, а остальное – это создание глубоко эшелонированных схем для расхищения рыбных ресурсов и передачи их в другие руки. У одних отнять, другим дать – президент не дает такого указания», – не сдерживал возмущения заслуженный работник рыбного хозяйства России Вячеслав Зиланов. – «Задача государственной экономической политики – это формирование устойчивых правил игры с поощрением долгосрочных инвестиций, а сейчас два года отрасль трясет, как в лихорадке».

Недовольство рыбаков вызывает и огромное количество нормативно-правовых актов, которые предстоит выпустить, чтобы закон заработал. Потребуется принять 25 постановлений правительства и четыре приказа Минсельхоза, в также внести изменения в ряд действующих документов. Поскольку проектами постановлений разработчики закона с общественностью до сих пор не поделились, провести полноценную оценку регулирующего воздействия законопроекта и просчитать его социально-экономические последствия невозможно.

Альтернативные маршруты

Впрочем, как выяснилось, инвестиционные квоты в нынешнем виде – не единственный путь к обновлению флота. Владимир Григорьев напомнил, что при обсуждении законопроекта предлагался альтернативный вариант – ограничить срок полезного использования судов рыбопромыслового флота 35 годами с последующим, через 10-15 лет, переходом на промысел только судами, построенными на российской территории.

«Такая норма стимулировала бы обновление всего флота в России и не требовала бы большого принятия новых подзаконных актов», – пояснил председатель правления Союза рыбопромышленников Севера, отметив, что строительство в первую очередь пришлось бы начать компаниям, которые имеют самый устаревший парк судов и последние годы не инвестировали в их замену и модернизацию.

О внесении в Госдуму альтернативного законопроекта, направленного на реализацию поручений президента, на слушаниях объявила и фракция «Справедливая Россия». «Нормы, предлагаемые нами, стимулируют строительство промысловых судов на российских верфях без изъятия квот у кого-либо и возлагают полную ответственность за обновление производственных фондов на судовладельцев. Предусмотрен механизм передачи части полномочий по организации прибрежного рыболовства в субъекты РФ, что является основой развития приморских территорий», – изложил суть поправок депутат Сергей Доронин.

В результате, по его словам, потребуется издание всего одного постановления Правительства – о порядке исполнения обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по использованию ими до 20% квот добычи ВБР на инвестиционные цели. Законопроект «эсеров» тоже предусматривает увеличение срока закрепления долей квот до 15 лет. Однако в нем предусмотрено положение, согласно которому рыбодобытчики обязуются поставлять «определенную долю ежегодно добываемых рыбных ресурсов, размер которой определяется правительством, на территорию РФ с целью их последующей реализации на внутреннем рынке».

Крайне жестко по отношению к внесенному правительством пакету поправок высказался президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин. Законопроект не учитывает интересы страны и искажает поручения президента по итогам Госсовета, считает он.

От инвестиционных квот пострадают все: от предприятий океанического рыболовства, выпускающих высококачественное рыбное филе, - они лишатся до 40% квот, до «прибрежников», у которых отберут 20%, а потом поманят повышенным коэффициентом, обязав поставлять на берег охлажденную рыбу. «При нынешних административных барьерах, никаких 20% квот не хватит для компенсации этих издержек. И ровно через год мы вновь соберемся, когда поймем, что никакой рыбы на берегу вообще нет и не будет», – предупредил руководитель ВАРПЭ.

В части прибрежного рыболовства позиция рыбацкого сообщества полностью совпадает с позицией приморских субъектов. «Прибрежное рыболовство – это дело регионов, и они должны определять правила – в каком виде и сколько этой продукции должно быть привезено на российский рынок. Но никак не отдать это на усмотрение самих рыбаков, рыбаки бывают разные, и с тем чтобы чиновники в Росрыболовстве каждый год определяли: это – туда, а это – не туда», – эти слова Александра Фомина участники слушаний встретили аплодисментами.

Он также попросил парламентариев внимательнее отнестись к замечаниям регионов и отраслевых объединений. «Нам, например, очень нравятся те предложения, которые озвучила «Справедливая Россия», – заявил президент ВАРПЭ. – «Уверяю вас, их поддержит большая часть рыбаков».

Тем не менее представитель Росрыболовства отнеслась к прозвучавшей критике скептически. «На сегодняшний день замечания есть, но конкретики нет», – заметила Яна Багрова, добавив, что многие претензии исходили от лиц, «которые даже не читали законопроект, что очень печально».

Со своей стороны Владимир Кашин назвал дискуссию в целом полезной и плодотворной. «Мы еще раз убедились, что есть над чем работать по всем направлениям, которые обозначены», – резюмировал председатель комитета. – «Безусловно, каждая статья будет прорабатываться. Надо садиться, и все, где мы сомневаемся, прописывать. И у нас время есть, его, правда, не так много».

Fishnews

Назад