Камчатка высказалась об изменениях закона
Проект изменений закона о рыболовстве, одобренный в первом чтении 7 июня, не может быть принят в представленной редакции, документ нужно детально проработать с учетом мнения регионов - к такому выводу пришли в Камчатском рыбохозяйственном совете.
Рабочая группа Камчатского рыбохозяйственного совета подготовила заключение на правительственный проект о внесении изменений в закон о рыболовстве. Напомним, резонансный документ 7 июня был принят Госдумой в первом чтении, в скором времени должны пройти новые рассмотрения.
Однако к законопроекту остается масса вопросов. В мае ситуация обсуждалась на заседании КРХС. Решено было создать рабочую группу из представителей бизнеса и региональной власти для анализа документа. Подготовленное заключение подписали председатель совета, зампред правительства - министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын и руководитель рабочей группы, председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко.
Принятый в первом чтении проект концептуально меняет ряд базовых принципов и положений закона о рыболовстве. Между тем действующий документ в целом доказал свою эффективность в развитии рыбохозяйственного комплекса страны - говорится в заключении. Оценку нынешней системы регулирования в отрасли члены КРХС подкрепили данными о рыбном хозяйстве Камчатки: вылов в 2015 г. вырос на 35% по сравнению с уровнем 2008 г. и достиг 982 тыс. тонн, выпущено 856 тыс. тоннрыбопродукции и морепродуктов. За 2008-2015 гг. предприятия региона вложили во флот и береговые производства почти 17 млрд. рублей, построено 16 заводов по выпуску рыбопродукции, создано более 2500 рабочих мест.
Такие показатели позволяют не согласиться с позицией авторов законопроекта о стагнации в рыбном хозяйстве, повлекшей острую необходимость совершенствования всей существующей системы управления водными биоресурсами, считают в совете.
Туманные перспективы «прибрежки»
Как сообщает корреспондент Fishnews, особое внимание авторы заключения уделилипредлагаемым реформам прибрежного рыболовства, играющего в социально-экономическом развитии регионов особую роль. «В Камчатском крае в зоне прибрежного рыболовства работает 125 предприятий, формируя более 70% занятости в отдельных удаленных районах полуострова», – говорится в отзыве на законопроект. Предусмотренные изменения приведут к переориентации предприятий на промышленное рыболовство, полагают в КРХС. Отмечено, что поручения по «прибрежке», которые президент Владимир Путин дал по итогам заседания президиума Госсовета, не носили прямой и обязательный для исполнения характер. Говорилось лишь о необходимости рассмотреть целесообразность установления единого промыслового пространства. Причем совместно с органами исполнительной власти регионов. Однако предложены кардинальные изменения в сфере регулирования «прибрежки», несмотря на позицию региональных властей, заявили в рыбохозяйственном совете.
Авторы заключения обеспокоены перспективой введения единой квоты (единого промыслового пространства), «открывающей доступ в прибрежную зону промышленному рыболовству». Связанные с этим опасения, несмотря на аргументы сторонников изменения, не исчезли. В 90-е гг. крупнотоннажный флот уже подорвал запасы минтая у берегов полуострова, на восстановление ресурса ушли годы, говорится в отзыве. Разработчики законопроекта предлагают повышающий коэффициент 1,2 при расчете лимитов для «прибрежки». Но даже с учетом этого велик риск, что суммарный объем заявленных прибрежных квот будет в несколько раз меньше исторически установленного для прибрежных предприятий Камчатки. «Причина проста – экономика прибрежного рыболовства значительно уступает экономике рыболовства промышленного. В то же время социальную значимость прибрежного рыболовства трудно переоценить», - объясняют свою позицию члены совета.
Еще одна причина для серьезных беспокойств - предложенные ограничения обработки рыбы на борту при осуществлении прибрежного рыболовства. Согласно законопроекту, допускается лишь охлаждение и разделка уловов ВБР.
В 2013 г. были разрешены производство продукции на судах и перегрузка при осуществлении «прибрежки». По поводу этих изменений впоследствии высказывались разные мнения. Однако авторы заключения уверены: результаты позитивны, удалось существенно снизить административные барьеры в отрасли, обеспечить эффективность работы прибрежных предприятий. Предусмотрено, что районы и объекты, для которых разрешены производство продукции на судах и перегрузка, определяются по представлению региональных властей. Этот механизм наиболее оптимальный для развития «прибрежки», считают в КРХС. Ограничения по возможной обработке также приведет к переориентации предприятий с прибрежного рыболовства на промышленное, опасаются эксперты.
В законопроекте видят серьезную угрозу исключения роли прибрежных субъектов РФ в организации прибрежного рыболовства.
Авторы заключения уверены: новый проект должен предусмотреть «прибрежку» как самостоятельный вид рыболовства, с обеспечением возможности обработки уловов ВБР на судах. Подчеркивается, что нужно включить нормы об обязательной регистрации в прибрежном регионе пользователей, которым на долгосрочной основе предоставлены доли квот на вылов водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства. При этом необходимо закрепить за «прибрежкой» квоты «в объеме не менее исторически устанавливаемого (начиная с 2009 года)».
Чем обернутся новые квоты
Волнующий всех вопрос – распределение долей квот на новый период. «Вместо обозначенного поручением президента выделения до 20% квот на инвестиционные цели законопроектом устанавливается изъятие до 20% квот у всех пользователей», – заявили в КРХС.
Тем самым крайне важная задача обновления флота поставлена в противовес стабильности экономического положения рыбохозяйственных предприятий, отмечено в заключении. По мнению авторов отзыва, такая устойчивость сегодня обеспечивается проверенным практикой и положительно зарекомендовавшим себя «историческим принципом» распределения долей.
Члены рыбохозяйственного совета указали на то, что действующие нормы о зависимости долей от результатов промысла заменяются положениями, согласно которым договоры о закреплении лимитов будут просто перезаключены на новый срок. «В конечном счете в условиях ограниченности ликвидных ресурсов данная концепция неизбежно ведет к уменьшению размера квот, используемых сегодня добросовестными предприятиями, и не дает возможности для высвобождения той части общего допустимого улова, которая сегодня используется так называемыми «рантье». Кроме того, предложенный порядок наделения квотами предприятий, инвестирующих в строительство рыбоперерабатывающих заводов, при условии возможности обеспечения реализации таких инвестиционных проектов одними финансовыми гарантиями, без требований к наличию собственного или арендованного флота, неизбежно повлечет появление дополнительной группы «рантье», – пришли к выводу в КРХС.
По оценкам экспертов, для Камчатского края расчетные потери ресурсов составят порядка 149 тыс. тонн (согласно приказам Росрыболовства по распределению квот на 2016 г.). В результате экономика региона лишится более 9 млрд. рублей (или 6% валового регионального продукта) в объемах производства рыбной продукции, без учета потерь смежных отраслей.
В соответствии с минимальными годовыми объемами квот для обеспечения эффективной работы промыслового флота, по сложившейся структуре вылова, изменение обернется потерей ресурсного обеспечения для 13 крупнотоннажных судов, или 31 среднетоннажника, или 124 малотоннажных судов, подсчитали авторы заключения. Без работы могут остаться 1690 моряков плавсостава и порядка 800 работников береговой инфраструктуры. А с учетом сопутствующих отраслей можно потерять до 14940 рабочих мест, говорится в заключении.
Предложенный механизм перераспределения квот на инвестиционные цели нуждается в серьезной проработке, убеждены члены рыбохозяйственного совета.
Картина без фрагментов
Обратили внимание авторы заключения на значительное количество отсылочных норм в законопроекте, требующих принятия новых, а также изменения большого количества существующих правовых актов федеральных органов власти.
При этом отсутствие на сегодняшний день проектов или общих концепций этих документов не позволяет в полной мере оценить объем предлагаемых изменений и спрогнозировать масштаб возможных последствий их реализации, считают в КРХС.
Голос регионов
Проект закона не может быть принят в представленной редакции и нуждается в детальной и серьезной проработке с учетом мнения регионов – такой вывод сделан в заключении.
Как полагают в совете, нынешний законопроект противоречит политике развития российского Дальнего Востока, закрепления в макрорегионе населения.
Заключение решено направить во все структуры, вовлеченные в процесс, – Госдуму, Росрыболовство, ВАРПЭ - по всем адресам, сообщил Сергей Тимошенко.