Import

Тема: Квоты-2018

Актуально
Гонка за метрами вместо эффективности

Гонка за метрами вместо эффективности

Предприятия, ведущие ярусный промысел, отмечают необходимость изменения параметров ярусолова, включенного в перечень судов, которые можно строить с применением инвестквот. Длина судна в 60-75 м сделает проект заведомо убыточным, указывают рыбаки.

Федеральным законом № 349 от 3 июля 2016 г. введен новый вид квот – для инвестиционных целей, которые будут выделяться, в том числе для строительства рыбопромысловых судов на российских верфях. Проект постановления Правительства об утверждении порядка отбора инвестпроектов для получения такой господдержки в настоящее время находится в разработке.

Ранее Росрыболовством была предложена типология судов для финансового анализа проектов, которая включает супертраулеры (длиной свыше 95 м) и большие траулеры (80-95 м) для Дальнего Востока и средние траулеры либо ярусоловы (60-75 м) для Северного бассейна. Годовая мощность по вылову каждого из трех типов судов, исходя из которой рассчитывается и объем «квот господдержки» и окупаемость проекта, оценена соответственно в 40 тыс. тонн, 30 тыс. тонн и 15 тыс. тонн.

Однако заявленные характеристики не соответствуют промысловым возможностям ярусолова, уверены в Ассоциации «Ярусный промысел». «Для расчета используется годовая мощность по вылову 15 тыс. тонн. Ни один даже самый современный в мире ярусолов за год не поймал и половины этого объема», – заявил корреспонденту Fishnews президент ассоциации Михаил Зайцев.

Указанная разработчиками постановления габаритная длина ярусолова также не вписывается в параметры современных типовых судов и делает проект заведомо убыточным. «В отличие от тралового при ярусном промысле вылов не зависит от длины судна или мощности силовой установки, – уточнил Михаил Зайцев. – Промысловую мощность определяет используемая автоматическая система постановки и выборки яруса. Самая современная система обеспечивает постановку и выборку 60 тыс. крючков в сутки и комфортно размещается вместе с рыбоперерабатывающим заводом на судне длиной от 45 до 55 м и с главным двигателем мощностью от 1060 до 2000 кВт».

Именно такие параметры признаны оптимальными и применяются в проектах ведущих норвежских, исландских и японских проектных организаций. Успешный пример из российской практики – серия ярусоловов проекта 1440, построенных в 1994-1995 гг. в Германии, которые имеют длину 52,55 м. Наибольшая длина самого современного и большого ярусолова в мире норвежского проекта ST156L составляет всего 58,35 м (расстояние между перпендикулярами - 52,55 м), что опять-таки меньше предложенных в проекте постановления величин.

Несколько компаний Северного бассейна во исполнение поручений президента уже заявили о намерениях построить по единому проекту серию из 9 ярусоловов на российских верфях. Длина судов, как планируется, составит около 54 м. Между тем каждый лишний метр добавляет от 0,5 до 1 млн. долларов к цене контракта на постройку судна. Пропорционально увеличиваются и эксплуатационные расходы судовладельца. А вводимые под давлением экологов ограничения во многих районах промысла, представляющих интерес для российских рыбаков, очень часто касаются именно размера промысловых судов. Таким образом, для слишком длинных российских ярусоловов эти зоны будут закрыты по умолчанию.

В связи с этим Ассоциация «Ярусный промысел» направила в Росрыболовство предложение разграничить в типологии рыбопромысловых судов требования к среднетоннажным судам – в зависимости от вида промысла – и для ярусолова установить длину корпуса 45-55 м с годовой мощностью вылова в 6 тыс. тонн. «Если объединять какие-либо группы судов, то ярусники скорее можно отнести в одну группу с судами ловушечного лова (краболовы, суда для промысла трубача), тунцеловами и т.п., но никак не с тральщиками, тем более в столь крупных корпусах», – отметил Михаил Зайцев.

Fishnews

Назад