«Квоты под инвестиции» как экспортный ресурс
«Инвестиционные квоты» в силу ограниченного объема предназначены для строительства избранных типов судов, подчеркнули в Росрыболовстве. При этом в ведомстве не исключают возможного расширения перечней как объектов инвестиций, так и видов ВБР для их ресурсного обеспечения.
«Инвестквот» на всех не хватит
5 августа в Федеральном агентстве по рыболовству прошло совещание с участием представителей Минсельхоза, Минпромторга, рыбопромышленных компаний и ассоциаций: обсуждались проекты постановлений правительства, подготовленные в рамках реализации нормы закона о квотах для инвестиционных целей. Открывая обсуждение, руководитель ФАР Илья Шестаков напомнил позицию ведомства по типам судов, которые рассматриваются в качестве инвестиционных объектов и могут претендовать на поддержку государства.
«Мы изначально говорили о том, что это будут действительно современные конкурентные суда, и мы изначально не планировали заниматься поддержкой неконкурентного флота, перевооружением», – заявил глава ведомства. В то же время он не исключил возможности расширения перечня видов водных биоресурсов, которые будут распределяться по «инвестиционным квотам».
Замруководителя Росрыболовства Петр Савчук разъяснил, какими принципам руководствовались при разработке проектов постановлений правительства. «Формируя требования к объектам инвестиций, мы исходили из важности решения двух задач. Первая – обеспечение максимального экономического эффекта от предпринимаемых мер, который мы связываем, прежде всего, с увеличением добавленной стоимости при освоении и переработке водных биоресурсов», – рассказал заместитель главы ФАР.
Второй ключевой задачей является обновление основных фондов. «Господдержка должна быть направлена именно туда, где требуется, в частности, замена флота, то есть в преобладающие и находящиеся за рамками разумных сроков эксплуатации типоразмеры судов. Вы все знаете, о каких типах судов идет речь, – это крупнотоннажные суда для Дальнего Востока и среднетоннажные для Севера», – обратился Петр Савчук к рыбакам.
Перечень видов ВБР также определялся исходя из профилей объектов инвестиций. «Поскольку квоты являются инструментом господдержки и объем их ограничен, на данном этапе мы не видим возможности поддержать за счет «инвестквот» производства, работающие на неквотируемых объектах водных биоресурсов, – выразил мнение Петр Савчук. – В то же время никто не запрещает дозагружать объекты инвестиций дополнительным сырьем – лососем, сайрой, скумбрией и так далее, если соблюдены требования к объектам, связанные с переработкой того же минтая».
Поддержка экспорта в приоритете
В проекты постановлений правительства пока включено только четыре типа судов и столько же береговых заводов, но работа над перечнем объектов инвестиций и требований к ним еще не завершена, обнадеживают в Росрыболовстве.
«Во-первых, в течение разумного срока мы готовы рассмотреть мотивированные предложения по уточнению типологии и соответствующих требований к объектам инвестиций. Во-вторых, исходим из того, что в последующем, уже после принятия постановлений, в списке могут появляться новые типы объектов инвестиций, и здесь многое будет зависеть от активности бизнеса. Могут вноситься изменения в акты правительства, можно рассматривать крабовую квоту и т.д.», – привел пример Петр Савчук.
Но даже если крабы составят компанию минтаю, сельди, треске и пикше, перечень видов ВБР для «инвестиционных квот» по-прежнему будет преимущественно ориентирован на экспорт, указали участники совещания. В частности, руководитель группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов обратил внимание, что в представленных проектах подзаконных актов не отражена одна из важнейших целей согласно программным документам отрасли – насыщение внутреннего рынка доступной рыбопродукцией.
«Если проанализировать все документы, начиная с перечня видов ВБР и требований к объектам инвестиций, в том числе береговым заводам, явно прослеживается тенденция серьезной дискриминации именно российского потребителя и продукции, которая направлена на российский рынок», – отметил представитель бизнеса, выступая по видеосвязи из Владивостока.
По мнению Александра Ефремова, исключение из объектов инвестиций для Дальневосточного бассейна среднетоннажного флота не только не позволит развивать поставки на берег свежей рыбы для населения, но и затруднит обеспечение сырьем береговых перерабатывающих предприятий. Под вопросом и возобновление промысла вернувшейся в российские воды иваси, которая облавливается среднетоннажными судами.
«Целые виды промысла просто исключены и не имеют стимула для развития», – констатировал руководитель «Доброфлота». Четкая ориентация на выпуск филе минтая и отсутствие возможности работать на таких социально значимых объектах, как консервы, говорят о том, что «разработчик, который формировал эти предложения, не предполагает, что данная продукция будет поставляться на российский рынок», озвучил он неутешительный вывод.
В Росрыболовстве таких взглядов не разделяют. «Мы рассчитываем на то, что высококачественной продукцией будет наполнен рынок, это как раз таки продукция высокой степени переработки», – заявил Петр Савчук. Он пояснил, что приоритет отдан заводам, предусматривающим работу на том сырье, которое сейчас массово уходит в Китай. «Задача стоит развернуть эти потоки и большую часть перерабатывать в Российской Федерации», – доложил замруководителя ведомства.
Для стимулирования строительства среднетоннажного флота он предложил предприятиям воспользоваться повышающим коэффициентом для прибрежного рыболовства и пообещал, что совместно с Минпромторгом будут рассматриваться «и другие проекты».
От документов к диалогу
В ходе обсуждения рыбаки обратили внимание на сложность и двусмысленность многих формулировок в проектах постановлений. «Нельзя сказать, что документ написан четким языком. Честно говоря, там широчайшие возможности для поиска новых смыслов», – выразил мнение исполнительный директор АО «Архангельский траловый флот» Сергей Несветов. «Нужно, чтобы все это было читаемым без специального лингвистического образования и означало для всех одно и то же», – поддержал коллегу председатель Союза рыбопромышленников Карелии Игорь Зубарев.
Немало вопросов вызвало и стремление разработчиков к максимальной детализации и безальтернативности требований к объектам инвестиций. Например, предписание утилизировать отходы путем выпуска муки и рыбьего жира, хотя на практике для некоторых типов судов предпочтительны другие варианты.
«Например, на ярусолове невозможно реализовать традиционную схему с РМУ и производством жира, это экономически невыгодно, – рассказал президент Ассоциации «Ярусный промысел» Михаил Зайцев. – Выпуск муки при максимальном вылове будет составлять одну тонну в сутки (в требованиях – не менее 20 тонн). Поэтому мы предложили организовать производство консервов из печени трески и мясокостного фарша для пушного звероводства и изготовления кормов».
В Росрыболовстве пообещали внести изменения в текст проектов и предусмотреть возможность выпуска других видов продукции из рыбных отходов. Илья Шестаков положительно отнесся и к предложению Архангельского тралового флота убрать верхнее ограничение по размерам траулера, причем это могут сделать сразу и для Северного, и для Дальневосточного бассейнов. Глава ФАР также попросил рыбацкое сообщество сформулировать конкретные предложения по упрощению текста постановлений.
На совещании рыбопромышленники уточнили целый ряд других моментов, касающихся порядка подачи заявок на «инвестиционные квоты», представления банковской гарантии, возможности введения градации по береговым заводам и для Северного бассейна, последствий нарушения графика строительства по вине верфи, увеличения периода, отведенного на реализацию проекта, сроков перехода невостребованных квот под объекты переработки в ресурсы для судов и т.д.
«Сегодня мы увидели нацеленность Росрыболовства на полную прозрачность в вопросе распределения квот господдержки. Практически на все вопросы все рыбопромышленники получили положительные ответы», – прокомментировал итоги совещания Игорь Зубарев. «Импонирует то, что нас слышат, – согласен Михаил Зайцев. – В процессе разработки проектов постановлений мы направляли ряд писем и предложений руководству Росрыболовства, и часть из них нашла отражение. Нам выделили в отдельный типоразмер ярусолов, разделив его со средним траулером, уменьшили нижнюю границу размера судна до 55 метров, убрали ограничение по мощности двигателя».