«Инвестиционные квоты» разобрали на ВЭФ
В этом году на Восточном экономическом форуме ключевая сессия, посвященная инвестиционному потенциалу водных биоресурсов, превратилась в живой диалог по острым для рыбной отрасли проблемам.
Зал, где проходило обсуждение насущных для рыбаков «инвестиционных» вопросов, с трудом смог вместить всех желающих. Оживленная дискуссия оправдала интерес аудитории – представителей бизнеса, органов власти, науки и образования. Помимо оценок текущей ситуации и влияния обновленной законодательной базы на работу и планы отрасли здесь звучали замечания и предложения, зачастую новые, по улучшению инвестиционного климата в рыбном хозяйстве.
Год высоких результатов
По словам руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, за год, прошедший с первого ВЭФ, в рыбной отрасли удалось сделать многое. «Если в большинстве отраслей еще остается неопределенным механизм поддержки инвестиций на Дальнем Востоке, в области рыболовства нам с вами уже удалось его решить на законодательном уровне. Но самое главное – мы прописали четкий и действенный механизм, подкрепленный не только словами, но и реальными субсидиями», - охарактеризовал глава ФАР значение введенного в отраслевое законодательство инструмента господдержки – квот на инвестиционные цели.
Общий объем инвестиций, который планируется привлечь с помощью этих квот, по словам главы агентства, может составить порядка 200 млрд. рублей в период до 2020 г. Из них 120-150 млрд. рублей может прийтись на Дальний Восток.
«Напомню, что речь идет не о денежных субсидиях, а о долгосрочных, безотзывных правах пользования водными биоресурсами, и цена ошибки высока. Отсюда столь внимательное отношение к требованиям к объектам инвестиций, - обратил внимание Илья Шестаков. – Некоторые специалисты поспешили заявить об ограничении конкуренции при реализации такого подхода. На наш взгляд, все определяется результатом».
Приоритет - крупнотоннажникам
В частности, руководитель ФАР пояснил, что ограничение круга инвестиционных объектов крупнотоннажными судами объясняется высокой отдачей промыслов, в которых задействован такой флот. «Освоение минтая и сельди, на которые приходится свыше трех четвертей вылова на Дальнем Востоке, наиболее эффективно производить именно крупными судами: по нашим оценкам, при сопоставимых удельных капитальных затратах на тонну создаваемой производственной мощности операционная рентабельность крупного судна-новостроя примерно на 30% выше, чем у среднего. Это понятно и из практики: в настоящее время более 70% добычи минтая и сельди ведется крупнотоннажным флотом».
Что касается предложения направить «инвестквоты» на решение задач по росту вылова ВБР, то в этом вопросе, с точки зрения стимулов для инвестиций, Росрыболовство занимает осторожную позицию. По словам Ильи Шестакова, «квоты под инвестиции» являются ограниченным ресурсом. Закон о рыболовстве прямо связывает их с обеспечением объекта инвестиций уловами, т.е. речь идет о снижении рисков инвестора, связанных с доступом к сырью. С другой стороны, биомасса перспективных пелагических объектов на Дальнем Востоке характеризуется волатильностью, что повышает риски инвестора. «Поэтому, если называть вещи своими именами, мы не планируем на данном этапе выделять тот же минтай в качестве меры стимулирования роста добычи сардины, скумбрии и иных неквотируемых или недоосваиваемых объектов на Дальнем Востоке», - предупредил глава Росрыболовства.
Готовность включиться в проект по строительству крупнотоннажного флота под «инвестквоты» в нынешнем формате подтвердил заместитель гендиректора по связям с государственными органами ООО «Русская рыбопромышленная компания» Анатолий Володин. В РРПК ожидают скорейшего принятия подзаконной базы и планируют уже в 2017 г. приступить к размещению заказов на верфях.
«Изначально мы были одними из немногих, поддерживавших инициативу Росрыболовства по строительству флота за счет федерального ресурса. Мы владеем 12 крупными судами, срок эксплуатации которых приближается к критическому. Поэтому говорить о том, что у минтайщиков все хорошо, тоже неверно: средний срок эксплуатации флота перешел за 28 лет, мы вкладываем в модернизацию, но это не кардинальное решение. Строить крупнотоннажный флот – объективная необходимость», - отметил представитель рыбопромышленной компании.
По его словам, в РРПК запланировали строительство шести крупнотоннажных судов нового поколения, которые будут производить всю линейку продукции глубокой переработки и обеспечивать практически стопроцентное использование вылова.
Квоты по интересам
Вместе с тем предложение выделять «инвестквоты» только под те ресурсы, которые и сегодня успешно администрируются, вызвало дискуссию среди участников сессии. Так, по мнению губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко, важно предоставить рыбакам возможность развивать различные направления промысла и предлагать им соответствующие инструменты для этого.
«Согласен с тем, что рыбная отрасль должна поддерживать не только определенные направления для определенной группы компаний, но и генерировать развитие «прибрежки», стимулировать повышение занятости населения прибрежных регионов», - выразил мнение Олег Кожемяко.
Губернатор напомнил об экспериментальном проекте прибрежного рыболовства в шестимильной зоне, который сейчас реализуется в Сахалинской области. Основная цель – вовлечение населения в прибрежное рыболовство, насыщение рынка и обеспечение занятости местных жителей. «Надо запускать механизмы, которые позволяли бы рыбакам выходить на промысел и эффективно осваивать прибрежные объекты», - заметил глава региона.
«Мы продолжаем работать над тем, чтобы в составе объектов инвестиций появились средние и малые суда, в частности на Дальнем Востоке, - обозначил позицию отраслевого регулятора по этому вопросу Илья Шестаков. – Соответственно, под такие суда могут выделяться ресурсы, такие как дальневосточная треска, кальмар, камбалы, терпуги, не исключаю, что перечень может быть расширен: в будущем под строительство этого флота планируется отдельная линейка квот».
Предварительно в Росрыболовстве видят возможность стимулировать при помощи «инвестквот» строительство около 30 среднетоннажных и 100 малотоннажных судов, добавил руководитель Росрыболовства.
Монополизация или конкуренция?
По мнению председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, для понимания наиболее эффективного формата «инвестквот» необходимо определить, что является приоритетом: монополизация или конкуренция и понимание того, что рыбная отрасль сама определит, какие инвестиционные вложения для нее являются более привлекательными.
«История в достаточной степени подтвердила, что монополия вредна, опасна и неперспективна. Если мы ставим приоритетом предоставление новых возможностей только под строительство крупнотоннажного флота под определенные объекты, рано или поздно произойдет существенная монополизация. Вопрос: это задача, к которой мы стремимся? Или мы все-таки стремимся к развитию бизнеса в самом широком вариативном аспекте, который будет удовлетворять все стороны вопроса. Потому что сегодня сформулированные предложения пока в большей мере свидетельствуют о тенденции к формированию монополии», - выразила мнение председатель Комитета ГД.
Ирина Яровая полагает, что рыбаки должны высказаться на этот счет. Необходимо понять, что является основной целью – достижение объемов, заявленных в доктрине продовольственной безопасности, а это возможно только через работу крупных компаний, или все-таки задача – создавать разные производства, рабочие места, а это уже связано с проблемами удержания населения в Дальневосточном регионе.
«Постоянное стремление к укрупнению означает вымывание самой привлекательности развития отрасли, создание предприятий и рабочих мест для дальневосточников. Это принципиально. Крупные компании, которые будут привлекать рабочую силу извне, или наши малые и средние предприятия, которые будут обеспечивать стабильную занятость населения. Это вопросы государственной политики и государственной безопасности, которые были заявлены президентом. Нам очень важно, чтобы этот приоритет – развитие Дальнего Востока – имел картинку разнообразия, а не однообразия, которой и является монополия», - уверена Ирина Яровая.
Рабочие условия
Первоочередные задачи, которые должны быть решены для того, чтобы «инвестиционные квоты» все же заработали, перечислил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
Первая – это прозрачность самой процедуры распределения «инвестиционных квот». По его словам, как только возникает неопределенность, непрозрачность, инвестиции в отрасли начинают сокращаться. Так произошло в 2014-2015 гг., когда, несмотря на рекордные финансовые показатели у рыбаков, инвестиции в отрасль сократились на 30%. Причина тому – возникшая неопределенность по поводу базовых правил игры в отрасли.
«Поэтому стали быстро расти долгосрочные финансовые вложения предприятий. С 5 млрд. до 23 млрд. рублей в прошлом году. Это и банковские депозиты, и покупка предприятий, но не вложения в основные фонды.
Сейчас базовые правила в основном понятны, поэтому в первом полугодии наметился осторожный рост инвестиций. Тем не менее долгосрочные финансовые вложения пока растут втрое быстрее. Бизнес ждет четкие правила распределения «инвестквот», поэтому необходимо подвести черту под дискуссией о пересмотре правил игры в рыбной отрасли или системы управления отраслью, которая только сохраняет неопределенность», - отметил президент АДМ.
Следующая причина, которая сдерживает работу «инвестквот», – это отсутствие правовой основы для повышения капитализации отрасли за счет постановки на баланс изначального производственного ресурса предприятий. «Считаем важным вести работу по внесению таких изменений в законодательство, которые позволят увидеть в балансе предприятия договор о закреплении доли квоты как нематериальный актив», - заявил Герман Зверев, пригласив к совместной работе коллег из банковского сектора.
Третьей причиной представитель отраслевой общественности назвал отсутствие разграничения мер ответственности в административном законодательстве для добросовестных предприятий и намеренных браконьеров. Эта проблема также неоднократно озвучивалась рыбаками, но пока не нашла решения. «Построенное судно, находящееся в финансовом лизинге, по малозначительным основаниям может быть изъято из производственного оборота или даже конфисковано», - предостерег он. В связи с этим президент ассоциации обратился к Ирине Яровой с просьбой доработать при рассмотрении новой редакции КоАП главу 17 и внести поправки, снижающие уровень рисков для добросовестного бизнеса.
«Таким образом, для того, чтобы «инвестиционные квоты» стали способом модернизации рыбной и судостроительной отраслей, необходим новый «общественный договор» между регулятором и бизнесом. Его суть – стабильные и прозрачные правила распределения «инвестквот», повышение капитализации отрасли за счет постановки на баланс изначального производственного ресурса и законодательное устранение рисков изъятия рыбопромысловых судов у собственников по малозначительным основаниям. Голый административный режим ничего не построит», - подытожил Герман Зверев.