Банкиры указали на риски закона об «инвестквотах»
Ряд обязательств и условий для инвестора, прописанных в проектах нормативных актов к закону об «инвестквотах», создают барьеры, которые серьезно затруднят доступ бизнеса к банковским гарантиям, отмечает зампред Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк России» Марина Перебейнус.
Представители российской банковской структуры указали на узкие места в нормативно-правовых актах, которые готовятся Росрыболовством для реализации положений закона о рыболовстве в части выделения «квот под инвестиции». Как сообщает корреспондент Fishnews, подробно по этому вопросуна прошедшем XI Международном конгрессе рыбаков высказалась представитель Сбербанка.
Если оценивать, как в НПА структурирован ключевой инструмент финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов, можно сделать вывод, что ни один банк не выдаст потенциальному инвестору гарантию из-за слишком больших рисков, заявила заместитель председателя Дальневосточного банка Сбербанка России Марина Перебейнус.
«Банки в принципе работают с рисками. Какие-то риски мы готовы взять на себя, и это стоит денег. Чем выше риски – тем выше процентная ставка», – пояснила принцип работы по банковским гарантиям Марина Перебейнус. Но, по ее словам, в нынешней редакции НПА в части строительства судов (с заводами, по словам эксперта, несколько проще) прописана слишком рискованная схема ответственности для бизнеса. В частности, заявила спикер, в случае отклонения от сроков реализации постройки судна в течение трех дней инвестор обязан предоставить отчет, иначе он лишается «инвестквот». «Но сроки постройки – это зона ответственности верфи, которая во всем этом процессе не замыкается в общий цикл», – обратила внимание представитель банка.
Если банк берется осуществлять экспертизу инвестпроекта и контролировать срок исполнения, то он должен проверить прежде всего готовность самой верфи в срок выполнить весь объем взятых на реализацию проектов, отметила Марина Перебейнус.
«При этом мы с вами понимаем, что очень часто от заявленных сроков есть отклонения. Может случиться такая ситуация, что будут поставлены в приоритете проекты министерства обороны. Каким образом тогда будут вноситься изменения в регламент?» – привела возможный сценарий развития событий зампред Дальневосточного банка Сбербанк.
Другой проблемный момент касается сроков предоставления банковской гарантии. «Во-первых, банковская гарантия является платной. На 7-10 лет она будет стоить недешево, потому что за ней стоят существенные риски. И во-вторых, под эту гарантию банк также попросит обеспечение, - предупредила представитель финансовой структуры. - Поэтому компания должна будет внести туда имущество с самого начала. Но мы возвращаемся к тому, что оставлять в обеспечение по финансированию фактически нечего (из-за большого возраста основной части флота). Круг замыкается».
Слишком жестко, по мнению Марины Перебейнус, в проектах НПА прописаны и ковенанты при структурировании проекта. Многие условия, такие как критерии внутренней нормы доходности, норма рентабельности, сроки окупаемости проекта, нуждаются в обсуждении, корректировке, многие из них нецелесообразно выносить на уровень нормативной документации, договора с ведомством.
Также, по словам Марины Перебейнус, очень важно предусмотреть возможность для банка выступать экспертом по оценке финансовой модели. «Сбербанк, думаю, как и другие банки, обладающие экспертизой, готов брать на себя данное обязательство и качественно закрывать этот вопрос. Если проект финансируется из других источников, то банк все равно может осуществлять контроль за реализацией проекта, - отметила эксперт. – Это относится к любой отрасли: при реализации серьезных объектов очень важно соблюдать этапы контроля (финансового или строительного). Поскольку как только проект начинает выбиваться из графика, это влечет за собой серьезные последствия вплоть до дефолта компании».