Тема: Инвестквоты и Квоты-2018

Актуально
Новые грани «инвестиционных квот»

Новые грани «инвестиционных квот»

Тема «квот под инвестиции» не покидает повестки дня на совещаниях различных уровней. Организаторы и участники XI Международного конгресса рыбаков предложили взглянуть на сам механизм реализации инвестиционных обязательств в судостроении и рыбопереработке под иным углом.

Как отметил модератор круглого стола по этим вопросам, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, тема реализации инвестобязательств комплексная и затрагивает не только судостроительные и рыбопромышленные предприятия, но и финансово-кредитные организации, и компании, занятые в логистике. Все эти аспекты нашли отражение в выступлениях участников дискуссии, сообщает корреспондент Fishnews.

Проблемы транспорта предлагают решать деньгами

Как было отмечено на круглом столе, эффективность использования «инвестиционных квот» во многом будет зависеть от того, как движется продукция из районов промысла и переработки в районы потребления. По словам заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова, центральный на сегодняшний день логистический узел для дальневосточной рыбы – Владивосток – остается «бутылочным горлышком», которое рыбная продукция из года в год преодолевает с трудом. Но самым больной вопрос даже не столько цена доставки, сколько качество той рыбы, которая доезжает в центральную часть России, ведь от этого напрямую зависит спрос на продукцию со стороны населения.

Представитель ведомства согласен с тем, что проблемы в плане сохранения температурного режима есть как с подвижным железнодорожным составом, так и с морскими транспортами. К сожалению, и в основных холодильниках Приморья с этим не все в порядке. «Есть ли какое-то представление, как в этой части двигаться? Если та логистика, которая сейчас существует в портах, не обеспечивает оперативности», - обратился с вопросом к представителям портово-транспортной инфраструктуры края Василий Соколов.

Основная мысль, которая следовала из доклада члена совета директоров Владивостокского морского рыбного порта Дениса Сараны по этой теме, – ситуация не критичная, кардинальные изменения не нужны, требуются «лишь» миллиардные финансовые вливания в обновление всего транспортно-портового хозяйства.

Расходы на обновление транспортно-рефрижераторного флота (около 20 млн. долларов за каждое судно), по словам докладчика, способны повысить стоимость перевозки в полтора раза. Но есть альтернатива – строительство и приобретение судов за счет рыбаков, «у которых, по идее, есть эти деньги».

Выход из ситуации с регулярной сезонной нехваткой мест на холодильниках – расширение и модернизация мощностей либо создание дополнительных небольших складов. Замена же холодильников на контейнерные терминалы, на взгляд портовика, вряд ли возможна в ближайшем будущем, т.к. большая часть рыбопродукции не может быт «контейнезирована» в море и требует ручной перегрузки в портах, убежден Денис Сарана.

Парк подвижного железнодорожного состава, как «самое дешевое и эффективное средство доставки рыбы», также нуждается в обновлении. А это еще 3-5 млрд. рублей в год на удвоение количества рефконтейнеров и пополнение парка служебных вагонов.

Спрос рождает продвижение

В этом году в конгрессе рыбаков впервые приняли участие представители российского ретейла. Выступление директора по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Retail Group Станислава Наумова позволило дополнить картину о путешествиях морепродуктов на столы потребителей. К сожалению, пока доля дальневосточной рыбы и рыбной продукции в сетевой рознице еще слишком далека от желаемых объемов. Но перспективы для увеличения, по словам докладчика, весьма благоприятны: «Сегодня мы закупаем рыбной продукции на 20 млрд. рублей. Так что дальневосточная рыба обладает очень большим потенциалом для дальнейшего роста».

Что касается картины по продажам рыбопродукции на внутреннем рынке, то в сетевом ретейле динамика более обнадеживающая, чем в целом по рознице, отметил представитель Х5 Retail Group. Тем более что у «сетевиков» есть свои инструменты для управления спросом.

«Мы в состоянии предложить трехстороннее сотрудничество с участием банков, – обратился к производителям рыбопродукции Станислав Наумов. – Мы можем спрогнозировать, какая продукция будет пользоваться максимальным спросом на полках магазинов; можем гарантировать объемы этого спроса на протяжении нескольких лет в рамках реализации проекта и предложить банкам рассмотреть те или иные проекты, связанные с переработкой».

Что касается разрыва цепочки, который сегодня наблюдается между производителями и торговыми сетями, то его надо закрывать новыми компонентами, в первую очередь – связанными с переработкой, считает представитель ретейла.

Взгляд банков

Еще одной «премьерой» конгресса рыбаков стало участие представителей финансово-кредитного сектора. На круглом столе смогли высказаться российские банки, которым, судя по всему, и предстоит кредитовать проекты, претендующие на получение «инвестиционных квот».

Так, начальник управления по работе с клиентами АО «Россельхозбанк» Павел Коротков отметил, что у его банка есть стандартные программы для всех подотраслей и направлений рыбохозяйственного комплекса. Несколько договоров было заключено и в текущем году. «Но всегда в работе с отраслью сталкиваемся с залоговой базой – фонд существенно изношен, отсюда – его низкая стоимость и ликвидность», – отметил докладчик.

По мнению представителя РСХБ, для банков будет привлекательнее, если возводимые объекты инвестиций не просто станут рассматриваться в качестве залоговой базы, но за ними будут закрепляться и сами «инвестквоты». В этом случае при необходимости новый инвестор сможет завершить начатое его предшественником строительство, а банк будет спокоен по поводу будущей доходности такого объекта.

Правда, такая позиция не встретила поддержки у представителя Росрыболовства: «Хорошее, современное судно – это реально стоящий объект, который нельзя сравнивать с металлоломом», - отметил Василий Соколов, добавив, что российским кредитным организациям необходимо пересмотреть подход и взять пример с зарубежных коллег, у которых рыбакам на тех же условиях гораздо проще получить деньги.

Больше понимания у участников дискуссии вызвало выступление представителя Сбербанка. Заместитель председателя Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк России» Марина Перебейнус указала на ряд обязательств и условий, которые предусмотрены в нынешних редакция НПА к закону об «инвестиционных квотах». На практике они превратятся в серьезные барьеры при обращении бизнеса за гарантиями в банки.

По словам Василия Соколова, именно сегодня, на этапе, когда проекты правительственного постановления еще могут быть скорректированы, банкам важно участвовать в процессе подготовки нормативной базы, чтобы избежать труднорешаемых проблема в будущем.

Рекомендаций конгресса ждут как никогда

В программе круглого стола также прозвучали доклады о работе по созданию в ДФО рыбоперерабатывающего кластера с опорой на потенциал разных регионов. Не обошлось и без дискуссии по вопросу строительства рыбопромыслового флота на отечественных верфях, имеющих опыт по реализации крупных оборонзаказов.

Однако основная часть высказываний все же относилась к нормативной базе: сроки подготовки НПА к закону по «инвестквотам» поставлены сжатые, а вопросов с каждым новым совещанием становится все больше.

«Стоит вернуться к сути «инвестиционных квот», и прежде, чем мы озадачимся процентными ставками, все-таки необходимо определить: какие же направления мы будем поддерживать», - высказал мнение заместитель председателя правительства Сахалинской области Игорь Быстров.

По его словам, стоит обратиться к опыту и вспомнить 2002 г., когда субъекты Федерации получили возможность направлять 20% квоты на вылов ВБР на поддержку новостроя и береговых предприятий. Были и положительные примеры: 25 МРСок, построенных при участии «Сахалинлизингфлота», и неудачный опыт с береговой рыбопереработкой, когда предприятие в итоге остается без ресурсов и наедине с долгами.

«Мое предложение: необходимо еще раз проговорить по всем позициям с рыбаками, чтобы понимать, какие направления и чем именно предполагается инвестировать, как в промысле, так и в переработке. Чтобы через несколько лет мы не столкнулись снова с печальными примерами – все это было в нашей истории», – обратил внимание Игорь Быстров.

«На этой неделе, после совещания у вице-премьера, а теперь и после обсуждения вопросов с банками, у нас возникло столько вопросов по подготовке постановлений Правительства, что, думаю, нам предстоит серьезнейшая работа над итоговой резолюцией конгресса рыбаков. Возможно, она и должна стать той платформой, на которой бы мы выстроили проект НПА по «инвестквотам»», – поделился мнением президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

«Почти все сегодня возвращались к состоянию флота. Но те проблемы, которые мы слышим, гораздо хуже – это логистика, финансирование и проблемы с реализацией, – подтвердил серьезность затронутых в рамках круглого стола тем замглавы Росрыболовства Василий Соколов. – На этих вещах нужно акцентировать внимание не меньше, чем на изношенных основных фондах рыбаков. И здесь, считаем, что рекомендации должны быть и со стороны рыбацкого сообщества, и от крупнейших банков».

Комментируя Fishnews итоги обсуждений, модератор круглого стола отметил, что ассоциациям – организаторам Международного конгресса рыбаков предстоит серьезная работа по обобщению итогов. «На мой взгляд, мы рассмотрели сегодня серьезный комплексный вопрос, - отметил президент АДМ Герман Зверев. – «Инвестквоты» будут оцениваться по своему результату, а результат зависит от многих факторов. Будет рынок расти – будет идти отдача от инвестиций, не будет роста – результата мы не увидим. Сейчас у нас есть предложения по видам нормативно-правовых документов, довольно хорошие предложения в части финансовых гарантий дали банки. Все это найдет отражение в рекомендациях конгресса».

Fishnews

Назад