Тема: Исторический принцип

Обсуждение
Владимир  НАГОРНЫЙ

Десять лет в правовом поле без аукционов, но ФАС это не нравится

Председатель Приморской краевой организации профсоюза работников рыбного хозяйства

Появление в прошлом номере газеты «Fishnews Дайджест» (№9 (39), сентябрь 2013 года) публикации «ФАС – за аукционы, рыбаки - против», по нашему мнению, свидетельствует о том, что руководство Федеральной антимонопольной службы совершенно не знает, сколько вреда и бед нанесли пресловутые торги развитию рыбной отрасли России.

А ведь события начала двухтысячных годов говорят о том, что рыбацкое сообщество сказало твердое «нет» аукционам. Всеобщий протест рыбаков Дальневосточного бассейна против их введения поддержала Чрезвычайная бассейновая конференция работников рыбного хозяйства Дальнего Востока, проведенная 14 декабря 2000 года. В своей резолюции она выступила резко против намерения Правительства Российской Федерации осуществить переход к аукционной системе распределения квот вылова. Однако Правительство Михаила Касьянова, игнорируя требования рыбаков-дальневосточников и тружеников моря других регионов страны, ввело аукционы постановлением № 1010 от 27 декабря 2000 года. Таким образом, рыбаки получили скрытый налог, который был практически соизмерим с теми суммами, которые рыбодобывающие предприятия платили в бюджеты разных уровней и отчисляли во внебюджетные фонды. При отсутствии свободных оборотных средств рыбодобывающие предприятия не имели возможности приобрести необходимое количество квот вылова.

Подобная политика государства в условиях рыночной стихии фактически представляла намеренное экономическое удушение отечественных производителей рыбной продукции и морепродуктов. Участники аукционов, за которыми стоял иностранный капитал, задирали немыслимые цены и толкали рыбаков в постоянную долговую яму. Наглядным примером острейшей необходимости отмены аукционов служил тот факт, что затраты на рубль продукции были в иные годы более рубля. То есть предприятия работали в убыток и находились в долгах, зачастую перед иностранцами, которые впоследствии могли стать и становились их истинными владельцами.

Резко негативные социально-экономические последствия введения аукционов заставили рыбаков провести 27-28 ноября 2002 года в Москве Второй всероссийский съезд работников рыбного хозяйства, который принял жесткие резолюции и обратился к руководству государства с требованием отменить аукционную систему распределения квот вылова.

После трехлетней борьбы с аукционами, закончившейся в пользу рыбаков, с принятием в 2004 году Закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» у предприятий отрасли появилась возможность планировать свою работу на перспективу. С отменой аукционов появилась определенная экономическая стабильность, что сразу сказалось на улучшении показателей рыбодобывающих предприятий.

Сегодня Федеральная антимонопольная служба призывает к совершенствованию механизмов распределения прав на осуществление рыболовства. По мнению руководства ФАС, «приемлемым способом могла бы стать реализация таких прав путем проведения аукционов вместо нынешнего закрепления долей квот по историческому принципу».

Поскольку профсоюз защищает социально-экономические и трудовые права своих членов, давайте рассмотрим более подробно с социальной точки зрения то, к чему призывает ФАС.

Первое. Заработная плата. Если бизнес будет стоять перед выбором, куда в первую очередь направить деньги, то это, конечно же, не будет заработная плата. Накопленные или взятые в кредит финансовые средства пойдут в первую очередь на аукционное приобретение квот, затем на снаряжение судов в промысловые экспедиции, потом на судоремонт, и если что-то останется, то на зарплату. Рыбаков опять ждут многомесячные задержки выплат заработной платы и, как следствие, проблемы с учебой детей, лечением, оплатой услуг ЖКХ и т.д. Резкое обострение социальных проблем выльется в акции протеста, митинги, пикеты, накал социально-экономической обстановки в рыбацких регионах страны.

Второе. Право на труд. Его гарантирует 37-я статья Конституции. Она, кстати, запрещает принудительный труд, каковым и становится работа рыбака при несвоевременной выплате заработной платы. Но с введением аукционов конституционное право на труд надо купить за многомиллионные суммы. При отсутствии средств на аукционное приобретение квот предприятию прямая дорога к банкротству, а наемным рыбакам – в армию безработных.

Третье. Охрана труда и оздоровление работников и их детей. О какой охране труда и оздоровлении будет идти речь, когда для владельцев предприятий главным будет вопрос, где взять деньги, чтобы купить квоты на аукционе?

Такая безрадостная и неблагополучная перспектива для рыбаков в условиях накала социально-экономической атмосферы скрывается за безобидной формулировкой ФАС о совершенствовании механизмов распределения прав на осуществление рыболовства.

Напрашивается вопрос, а знакомо ли руководство ФАС с таким документом как Послание Президента РФ Федеральному Собранию, озвученное 12 декабря 2012 года? Если знакомо, то почему антимонопольное ведомство напрямую игнорирует сказанное Владимиром Путиным в заключении Послания, где глава государства говорит, что из поколения в поколение сегодняшняя благополучная жизнь откладывается, откладывается и откладывается на потом и пришло время кардинального изменения ситуации к лучшему уже сейчас? Но сейчас нас, рыбаков, некоторые чиновники высокого государственного уровня хотят задвинуть на десять лет назад – в то время, когда рыбаки и их семьи испытали аукционные «прелести» на своей шкуре и запомнили их недобрым словом на всю оставшуюся жизнь.

О каком улучшении ситуации уже сейчас может идти речь, если каждому рыбаку понятно, что с необходимостью копить деньги на покупку квот с аукциона владелец предприятия будет экономить на всем? И если на эксплуатационных расходах много не наэкономишь, то экономить будут на содержании судоэкипажей. Опять расцветут «серые» схемы оплаты труда. А это уменьшение пенсионных отчислений и отчислений в фонд соцстраха и другие социальные фонды, что отразится самым негативным образом на конкретных людях. Пострадают и бюджеты регионов из-за недополучения НДФЛ, пострадает вся социальная сфера предприятий. Выиграет ли государство от реализации предложений ФАС по вторичному навязыванию рыбакам пресловутых аукционов? На наш взгляд, поступление в федеральный бюджет нескольких миллиардов рублей, изъятых у рыбаков в виде скрытого налога, не сделают погоду в госбюджете, поскольку там оперируют триллионными суммами. К тому же государство получит на своей морской границе регионы с нестабильным социально-экономическим положением. Надо ли это сегодня России? Конечно нет! Кому выгодны аукционы? Конечно тем, у кого рыбакам придется просить кредиты! Это банки, в том числе иностранные. Но финансовая зависимость от зарубежного капитала, как уже говорилось ранее, - это весьма возможная дорога отечественных рыбодобывающих предприятий в иностранную собственность.

В заключение хочется напомнить ФАС о том, что работа в течение последних десяти лет в правовом поле на основе Закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» показала, что рыбное хозяйство, несмотря на многие проблемы и нерешенные вопросы, – одна из немногих российских отраслей, имеющих поступательные темпы развития. И возврата во времена аукционов не должно быть, так как это дестабилизация социальных вопросов целой отрасли, это опять расцвет браконьерского промысла, это снова падение экономических показателей, достигнутых отраслью после отмены аукционов. Присоединяемся к приведенному в упомянутой выше статье мнению заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова: пытаться насадить то, что уже опробовано и показало свою неэффективность, – неправильно. По мнению профсоюза, если инициатива повторного введения аукционов не злой умысел, то это явная демонстрация некомпетентности в рыбной отрасли и истории ее развития в третьем тысячелетии.

13.11.2013

Вопросы эксперту

Назад