Тема: Исторический принцип

Обсуждение
Ассоциация «Рыбопромышленный холдинг  КАРАТ»

«Исторический принцип» распределения водных биоресурсов необходимо сохранить

Ассоциация «Рыбопромышленный холдинг КАРАТ»
-

Предложения Ассоциации «РПХ Карат» к пункту 1 Повестки дня заседания Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса 03 декабря 2013 года.

1. «Исторический принцип» распределения водных биоресурсов необходимо сохранить, как обеспечивающий стабильность развития рыбохозяйственного комплекса

Одним из основных принципов, на которых сегодня основывается законодательство России о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, является приоритетность сохранения водных биоресурсов и их рациональное использование. Такое рачительное использование промысловых запасов возможно при условии сохранения стабильности в вопросе закрепления прав на использование водных биоресурсов.

Для обеспечения такой стабильности законодательство предусматривает «исторический принцип», который, помимо требований пункта 3 и 5 статьи 16 Закона о рыболовстве (лицо должно быть зарегистрировано в Российской Федерации в установленном законом порядке) вводит дополнительный стимул для пользователей осуществлять рыболовство в строгом соответствии с законодательством РФ и удерживать промысловую нагрузку на уровне, позволяющем сохранить водные биоресурсы в хорошем состоянии не только на срок действия договора о закреплении долей, но и в долгосрочной перспективе.

Сохранение «исторического принципа» позволяет также обеспечить и региональную традиционность в доступе к основным промысловым запасам.

Распределение квот добычи (вылова) водных биоресурсов по «историческому принципу» осуществляется в отношении видов, традиционно добываемых (вылавливаемых) российскими пользователями в течение многих лет. Такое распределение позволяет обеспечить правом на добычу (вылов) водных биоресурсов именно традиционных пользователей – компании, на практике доказавшие свою способность эффективно осуществлять рыболовство.

Закрепление прав на добычу (вылов) водных биоресурсов на длительный срок позволяет осуществлять эффективное долгосрочное планирование хозяйственной деятельности компаний и существенно улучшает возможности для привлечения российских инвестиций в развитие отрасли, в том числе и в обновление российского рыбопромыслового флота.

2. Реализация «исторического принципа» в Законе о рыболовстве

«Исторический принцип» распределения водных биоресурсов в Законе о рыболовстве реализуется в следующих положениях:

1. Пункт 3.4 статьи 19 Закона о рыболовстве предусматривает, что «лица, осуществляющие промышленное рыболовство и исполнившие свои обязанности, предусмотренные договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, и разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов, имеют преимущественное право на предоставление таким лицам водных биоресурсов, в пользование на новый срок».

2. Пункт 1 статьи 31 Закона о рыболовстве предусматривает, что «промышленные квоты и прибрежные квоты, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, указанными в статьях 19 и 20 настоящего Федерального закона и осуществляющими рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера), путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за девять лет, предшествующих расчетному году».

В первом случае Закон о рыболовстве предусматривает преимущественное право на добычу (вылов) водных биоресурсов в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.

Таким образом, «исторический принцип» в отношении «неодуемых» водных биоресурсов представляет собой преимущественное право на заключение договора пользования водными биоресурсами или получения разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства без определения и закрепления доли квот (рыболовство в районах российской юрисдикции и районах действия международных договоров РФ в области рыболовства).

Представляется логичным предусмотреть в Законе о рыболовстве аналогичную норму для осуществления прибрежного рыболовства (дополнить статью 20).

Во втором случае «исторический принцип» означает определение размера и закрепление за пользователем доли квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вылова лица за установленный период предшествующих расчетному году. Сегодня такой период составляет 9 лет. Лица, не осуществлявшие рыболовство в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, не могут претендовать на право закрепления долей квот.

Учитывая, что в таком понимании «исторический принцип» обеспечивает стабильность доступа к наиболее важным водным биоресурсам для законопослушных пользователей, представляется целесообразным не только сохранить действующий порядок, но и увеличить срок договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

3. Предложения по внесению изменений в Закон о рыболовстве для модернизации «исторического принципа» распределения водных биоресурсов

Для модернизации «исторического принципа» предлагается внести следующие изменения в Закон о рыболовстве и соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты.

3.1. Дополнить статью 20 Закона о рыболовстве

Предлагается дополнить ст. 20 Закона о рыболовстве частью 4 следующего содержания:

Лица, осуществляющие прибрежное рыболовство и исполнившие свои обязанности, предусмотренные договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, и разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов, имеют преимущественное право на предоставление таким лицам водных биоресурсов, в пользование на новый срок.

3.2. Ограничить возможность заключения договора о закреплении долей квот на новый период для потенциальных «рантье».

3.2.1. Внесение изменений в Постановления Правительства РФ (№ 604, 605 и 611)

Сегодня одним из основных требования для заключения договора о закреплении долей квот является предоставление документов, подтверждающих имущественные права на рыболовные суда, принадлежащие им на праве собственности или используемые на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера). Такое требование предусмотрено Постановлениями Правительства РФ (№ 604,605 и 611).

Предлагается исключить тайм-чартер из перечня договоров, подтверждающих имущественные права на суда рыбопромыслового флота. В результате, «рантье», извлекающие прибыль от «продажи квот» посредством заключения договоров фрахтования тайм-чартер, не будут удовлетворять требованиям для лиц, имеющих право на заключение договора о закреплении долей квот. Однако компании, которые по тем или иным причинам использовали договоры фрахтования тайм-чартер, но имеют на праве собственности свои суда рыбопромыслового флота, будут удовлетворять этим требованиям, и их интересы не будут ущемлены при определении доли на новый период.

Также целесообразно включить договор финансовой аренды (лизинг) в качестве договора, подтверждающего имущественные права на суда рыбопромыслового флота, т.к. такое изменение позволит лицам, использующим суда рыбопромыслового флота на основании договора лизинга, также приобретать права на осуществление промышленного и прибрежного рыболовства. Кроме этого, включение лизинга в перечень договоров, подтверждающих имущественные права на суда рыбопромыслового флота, будет стимулировать обновление российского рыбопромыслового флота посредством замены старых судов на новые, построенные в рамках договора лизинга.

Необходимо заменить договор фрахтования судна тайм-чартер на договор финансовой аренды (лизинга) в следующих постановлениях Правительства:

· подпункт «в» пункта 4 Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (утверждено Постановление Правительства РФ № 604);

· подпункт «в» пункта 4 Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ № 605);

· подпункт «в» пункта 5 Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства (утверждено Постановлением Правительства РФ № 611).

Предлагается изложить указанные выше пункты постановлений Правительства в следующей редакции:

«копии документов, подтверждающих имущественные права заявителя на суда рыбопромыслового флота, принадлежащие ему на праве собственности или используемые на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или договора лизинга), использовавшиеся для промысла водных биоресурсов в течение 9 лет, предшествующих расчетному году, и на момент подачи заявки, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (свидетельство о праве собственности на судно, судовой билет (для маломерных судов), договор бербоут-чартера (для судов, используемых на основании договоров фрахтования) или договор лизинга (для судов, используемых на основании договора финансовой аренды), свидетельство о годности судна к плаванию, а также классификационное свидетельство судна в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача такого свидетельства)».

3.2.2. Дополнить статью 16 Закона о рыболовстве частью 7

Также необходимо предусмотреть специальную норму в Законе о рыболовстве, предусматривающую наличие у лица, имеющего право на добычу (вылов) водных биоресурсов при осуществлении промышленного или прибрежного рыболовства за исключением промысла анадромных видов рыб (промысел таких видов может осуществляться без использования судов рыбопромыслового флота), не менее одного судна рыбопромыслового флота на праве собственности.

Предлагается дополнить статью 16 Закона о рыболовстве частью 7 следующего содержания:

Промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, представляющие собой предпринимательскую деятельность, осуществляется лицами, указанными в части 3 настоящей статьи и имеющими на праве собственности не менее одного судна рыбопромыслового флота (в случае если рыболовство осуществляется с использованием судов).

03.12.2013

Назад