Тема: Исторический принцип

Обсуждение
Георгий  МАРТЫНОВ

Любые эксперименты с порядком распределения квот окажут негативное влияние на рыбохозяйственный комплекс

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья

Из письма президента АРПП Георгия Мартынова статс-секретарю – заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации А.Ю. Цариковскому по вопросу применения «исторического принципа» распределения квот на вылов водных биоресурсов к заседанию Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса 3 декабря 2013 г.:

«Используемый в настоящее время порядок распределения квот – долевое распределение по историческому принципу, оказалось наиболее эффективным по сравнению с ранее применявшимися порядками. Благодаря ему полностью исключен из процесса «субъективный фактор», который, как правило, лежит в основе коррупционной составляющей. Сегодня, ни региональные, ни федеральные органы власти не в состоянии повлиять на ход распределения квот, увеличив или уменьшив какому-либо предприятию выделяемые объемы. В этой части все пользователи находятся в равных условиях и получают квоту в соответствии с закрепленными за ними долями, которые, в свою очередь, пропорциональны вылову предприятия за предшествующий определению долей период.

Применение долевого распределения позволило остановить коррупционность и стагнацию в отрасли, создало условия для развития и дало возможность предприятиям осуществлять долгосрочное перспективное планирование.

Закрепленная за пользователями доля стала гарантией работы предприятия. Это весьма позитивно отразилось на взаимоотношениях рыбаков с кредитными организациями.

Рыбаки Приморья считают недопустимым упразднение или изменение действующего принципа распределения квот. Любые эксперименты с порядком распределения окажут негативное влияние на рыбохозяйственный комплекс страны.

Все иные, применявшиеся ранее порядки («под киль», под береговые рыбоперерабатывающие предприятия, социально значимые организации, под футбольные команды, аукционные продажи квот, конкурсное распределение и т.д.) уже показали свою несостоятельность.

Следует отметить, что именно на волне аукционов по продаже кот в рыбный бизнес России вошли иностранные компании.

В настоящее время Федеральной антимонопольной службой проводится работа по вытеснению иностранного бизнеса из российской рыбодобычи. Ряд компаний, ранее курируемых китайскими бизнесменами, уже выкуплен российскими предприятиями. В то же время попытки упразднить исторический принцип ресурсопользования и ввести аукционы по продаже квот, практически обнуляют стоимость выкупленных у китайцев и, ставших российскими, компаний. При этом российские предприниматели, понесшие значительные затраты на приобретение у иностранцев рыбодобывающих предприятий, не обладают достаточными финансовыми ресурсами для приобретения квот на аукционах. Вместе с тем, китайский бизнес, получивший весьма значительные свободные средства от продажи предприятий и уже имеющий другие российские компании, не обладающие долями и квотами, готов участвовать в аукционах по продаже квот и уже имеет финансовые, а соответственно и конкурентные преимущества.

По мнению рыбаков, действия по отмене исторического принципа и замене его аукционами по продаже квот, можно расценивать как хорошо спланированную стратегическую акцию иностранного (в первую очередь китайского) бизнеса.

Следует отметить, что сегодня наряду с положительными сторонами «исторического» принципа, существуют и отрицательные побочные эффекты. Невмешательство органов власти в процесс распределения и возможность привлечения пользователями арендованных судов, создало предпосылки для возникновения «рыбных рантье» - организаций, продающих свои квоты посредством заключения притворных договоров аренды.

Для решения этой проблемы нет необходимости изменять действующий принцип распределения квот. Достаточно откорректировать порядок определения долей, а именно: при определении долей на последующий период учитывать только вылов, произведенный собственными судами заявителей. Данная мера позволит оставить пользователям только те квоты, которые они осваивают сами, и предотвратить выделение квот предприятиям, не имеющим флота.

Вместе с тем, в сегодняшнем законодательстве существуют серьезные пробелы, позволяющие отдельным предприятиям рыбного бизнеса создавать конкурентные преимущества, которые, на наш взгляд, не должны оставаться без внимания Федеральной антимонопольной службы.

В частности, вопрос, касающийся «прибрежных квот». Сегодня прибрежное рыболовство практически ничем не отличается от промышленного лова. Район прибрежного промысла распространяется на всю 200-мильную зону России, включая территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф. На судах, ведущих прибрежный лов, разрешена переработка уловов. Все уловы или продукция из них, как при промышленном, так и при прибрежном промысле, подлежат доставке в российские порты. При этом промышленное рыболовство, лежащее в основе функционирования рыбохозяйственного комплекса страны, находится в дискриминационном положении по сравнению с прибрежным.

Российские суда, ведущие промышленный лов, не могут работать в территориальных водах России, даже в тех районах, в которых нет береговой инфраструктуры и фактически отсутствует прибрежный промысел.

Объемы квот для прибрежного рыболовства выделяются на основе предложений соответствующих субъектов Российской Федерации – практически по заявительному принципу. Объемы же для промышленного рыболовства определяются по остаточному принципу. В отдельных промысловых районах по отдельным видам водных биоресурсов объемы «прибрежных» квот не только сопоставимы, но и превышают объемы промышленных квот.

В отношении отдельных объектов, Правила рыболовства допускают возможность ведения прибрежного лова, в то время, когда промышленный лов закрыт.

Только эти факторы уже создают конкурентные преимущества так называемому «прибрежному рыболовству» и ставят предприятия, ведущие только промышленное рыболовство, в заведомо невыгодные условия. Причем от понятия «прибрежное рыболовство» осталось одно название. Фактически оно ничем не отличается от промышленного рыболовства, при этом имея преимущества.

Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья считает, что для создания равных конкурентных условий между пользователями прибрежных и промышленных квот, необходимости внести в Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологически ресурсов» дополнения, предусматривающие возможность освоения промышленных квот, как в исключительной экономической законе и на континентальном шельфе, так и в территориальном море Российской Федерации.

Просим Вас учесть мнение Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья при обсуждении вопроса исторического принципа распределения квот».

03.12.2013

Вопросы эксперту

Назад