Проблему нехватки отраслевых кадров можно решать госзаказом
- На сегодняшний день нехватка профессионалов приводит к тому, что плавсостав приходится набирать по всей стране, в том числе и из людей без всякого «морского» образования. Что, разумеется, влечет за собой определенные последствия. Когда приходят неподготовленные люди, приходится много времени тратить на их адаптацию и обучение, иначе это создаст слишком большой риск травматизма на производстве. Но все равно, результаты работы уже не получаются такими эффективными, какими они могли бы быть с профессиональной командой.
В настоящее время рыбохозяйственным предприятиям очень нужны помощники капитана по электронике, электромеханики, рефмеханики. Сейчас чтобы укомплектовать экипаж для камчатского судна приходится распространять по всей стране информацию, что требуются специалисты. Сегодня суда могут терять один-два месяца на формирование экипажей, пока не соберут всю команду.
В свое время, еще при Советском союзе, морские техникумы и вузы полностью обеспечивали огромный отечественный флот кадрами. Но сейчас старые кадры ушли на пенсию, а молодых не хватает. Раньше у молодых ребят стимулом для поступления в морские учебные заведения было получение военного звания, соответствующих знаний и навыков. Кроме того, выпускники этих заведений могли посвятить жизнь службе в армии, а после выхода на пенсию продолжить работу уже в рыбном хозяйстве и даже в отраслевом образовании. Сейчас военной подготовки в вузах нет, но Минобороны намерено ее вернуть.
Большая проблема – нехватка кадров определенных специальностей. Сегодня многие учебные заведения морской направленности открыли у себя другие коммерческие специальности – юриспруденцию, экономику, менеджмент и другие нерыбацкие профессии. В то же время «чисто морские» факультеты сконцентрировались на подготовке судоводителей, судомехаников, и это приводит к тому, что рефмехаников, электромехаников и радистов для рыбацкого флота просто невозможно найти. Но никто не отменял требований к минимальному составу экипажей для выхода судна в море. Сегодня вопрос стоит уже так, что через миграционную службу завозить рефмехаников из Камбоджи! Российских специалистов с опытом работы предприятия возят с Калининграда, оплачивают им и билет, и все гарантии.
Немаловажным фактом является и система подтверждения или повышения квалификации. Если раньше диплом капитана давался пожизненно, то сейчас его необходимо подтверждать каждые 5 лет – сдавать экзамены, проходить переподготовку.
Сейчас капитану для работы в море необходимо около 10 подтверждающих документов вместо одного. Вся эта бюрократия не прибавляет привлекательности отрасли.
Точно так же не способствует росту престижа «рыбных» специальностей и политика в отношении рыбного хозяйства, при которой отсутствует какая-либо стабильность. Это все очень взаимосвязанные вещи: политика в отношении отрасли и потребность в кадрах. Если под давлением госструктур и всех нерешенных проблем будут закрываться предприятия, то мы рискуем столкнуться с тем, что и подготовленные кадры окажутся никому не нужны. Либо мы выучим ребят, а потом по каким-то причинам направление станет неприоритетным и ненужным, и также они останутся без работы.
Наиболее адекватным решением кадрового вопроса, на мой взгляд, является госзаказ на определенные специальности. То есть создание бюджетных мест на приоритетных направлениях, гарантия предоставления рабочего места после завершения учебы. Только при таком взаимодействии государства, образования и промышленности можно решить острую кадровую проблему, иначе скоро мы столкнемся с тем, что судовладельцам придется набирать команды в развивающихся странах из непрофессионалов, готовых работать за похлебку.
02.04.2014