Тема: Молодые капитаны

Обсуждение
Валерий  БУШУЕВ

Важно понимать отличия общего образования и специального

Валерий БУШУЕВ
Руководитель учебного центра «Водные биоресурсы и технология переработки» Института повышения квалификации Дальрыбвтуза, к.б.н.

Министерство образования и науки выдвинуло новые предложения по улучшению образовательной системы в стране. Разработанный план мероприятий («дорожная карта») предусматривает изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки. Однако сами представители сферы образования оценивают подобные нововведения с точки зрения реальной практики, и выводы их не оптимистичны.

По словам руководителя учебного центра «Водные биоресурсы и технология переработки» Института повышения квалификации Дальрыбвтуза, к.б.н. Валерия Бушуева, прежде всего, важно понимать отличия общего образования и специального: «Общее образование направлено на знакомство подрастающего поколения с окружающим миром, отработку основ самостоятельного мышления. Среднее специальное образование должно давать возможность осваивать профессии. Выпускник среднего специального образовательного учреждения должен уметь воспроизводить технологии, процессы, которым его обучают. Выпускник с высшим профессиональным образованием должен понимать сущность технологических процессов и уметь эти процессы улучшать.

Для решения проблемы совершенствования образования и науки «дорожная карта» предполагает рост нагрузки преподавателя: предусматривается увеличение числа студентов на одного преподавателя с 9,4 человека в 2012 году до 12 – в 2018 году. То есть нагрузка возрастает более чем на 27%, а численность работников, занимающихся наукой, сокращается при этом на 4%».

В то же время, отмечает Валерий Бушуев, преподаватель вуза должен быть специалистом в своей отрасли, знакомым со специальностью не по книжкам, а благодаря практике и занимающимся наукой по своему профилю. «Нагрузка, которую преподавателя обязывают брать на себя, только учебная в 700-900 часов, фактически лишает его возможности заниматься серьезно наукой. К тому же, как правило, преподавателя заставляют заниматься госбюджетной работой, которая чаще всего никак не финансируется. Какая при этом может быть наука, способствующая модернизации производства? Покопался в Интернете, насобирал какой-то информации, написал учебное пособие или методичку. Ни о какой серьезной науке речи быть не может, особенно преподавателям биологических дисциплин», - уверен руководитель учебного центра.

Гораздо больше положительных результатов, по его словам, могло бы принести объединение учебных и научных учреждений. «В недавнее время ходили слухи об объединении с наукой, т.е. в нашем случае – Дальрыбвтуза и ТИНРО-Центра. По существу эта идея вполне справедливая. Примерно такая же система образования – в Орегонском университете США, в котором мне удалось побывать. Преподаватель ведет там один предмет, будь он 50 часов или 300. Остальное время занимается наукой. Студенты со второго курса прикрепляются по интересующему их профилю к преподавателю и работают с ним до защиты диплома. В результате выходит специалист, готовый уже самостоятельно работать в избранном им направлении.

Наука и образование должны быть как одно целое. Преподавание в вузе очень много дает для научного сотрудника. Такой сотрудник разрабатывает в науке, как правило, какой-то узкий вопрос. В процессе преподавания приходится дисциплину осваивать и глубоко, и широко, что увеличивает научный потенциал исследователя и преподавателя. Расширение кругозора всегда ведет к более глубокому познанию вопроса, более квалифицированному научному процессу.

Соответственно, объединение целесообразно, если в корне переработать всю систему образования и науки, но в нашем случае едва ли на это пойдут: будет увеличение занятости преподавателей, а научным сотрудникам будут «вешать» нагрузку по практике, в результате проиграют и наука, и учебный процесс», - поделился мнением Валерий Бушуев.

Другая проблема, которая актуальна сегодня для сферы образовании, – это повышение квалификации. «Преподаватель, скажем, по аквакультуре может быть специалистом по какому-то одному объекту аквакультуры, а преподавать надо по широкому кругу вопросов. Следовательно, должна предоставляться возможность повышения квалификации в других регионах, в других странах, – пояснил представитель Дальрыбвтуза. – В положении о Росрыболовстве предусмотрена обязанность организовывать «профессиональное обучение и повышение квалификации специалистов для рыбного хозяйства в соответствии с международными и российскими требованиями». В ведении федерального агентства осталось буквально 2-3 института повышения квалификации. Почему бы самому Росрыболовству не сформировать группу из преподавателей аквакультуры этих институтов и направить их на повышение квалификации в страны, где названная отрасль развита, – например, в Китай, где около 70% водной продукции получают через аквакультуру, в Японию, где на высоком уровне развито лососеводство, и т.д. Именно преподаватели этой дисциплины распространяют современные знания, и подобное повышение квалификации может очень быстро окупиться совершенствованием отрасли. Без повышения квалификации фактически преподаватели курсов не имеют права преподавать.

Наука для преподавателей вузов, особенно институтов повышения квалификации, должна быть в основе деятельности», - убежден Валерий Бушуев.

Стоит отметить, что в самом Дальневосточного государственном техническом рыбохозяйственном университете вопросу практики для учащихся и работников вуза уделяется большое внимание. Студенты Дальрыбвтуза ежегодно проходят практику в азиатских университетах и на предприятиях рыбной отрасли. Сотрудничество с иностранными партнерами дает возможность и специалистам российского отраслевого вуза стажироваться по своему профилю.

Так, в 2013 году Дальрыбвтуз подписал договоры об организации практики для студентов и специалистов вуза с китайским предприятием «Банчуйдао», специализирующемся на производстве морской продукции и выращивании трепанга. Похожее соглашение заключено и с Ляонинской корпорацией морского рыболовства.

На территории России студенты Дальрыбвтуза проходят практику в 30 рыбопромышленных и судоходных компаниях Приморья, Камчатского края и Сахалинской области.

28.07.2014

Назад