Отраслевые вузы приглашают бизнес к совместной подготовке кадров
Рыбохозяйственные учебные заведения отмечают недостаточное участие предприятий в разработке профстандартов и подготовке специалистов. Рыбопромышленникам посоветовали усилить взаимодействие с образовательными учреждениями.
Заключительным деловым мероприятием Международного конгресса рыбаков во Владивостоке стал круглый стол «Кадровое обеспечение рыбной отрасли и профессиональные стандарты».
Доклад, посвященный профстандартам, представил проректор по информатизации и развитию Калининградского государственного технического университета Александр Недоступ. Он отметил, что по отношению к коммерческим структурам профессиональные стандарты носят рекомендательный характер, но в Правительстве обсуждается вопрос о введении обязательных профстандартов для государственных учреждений.
Как сообщает корреспондент Fishnews, Александр Недоступ обратил внимание на то, что по нормативно-правовым документам разработка профстандартов должна осуществляться предприятиями или их объединениями. Но в связи с тем, что работодатели занимаются этим неохотно, в разработке могут принимать участие и образовательные организации.
Представитель КГТУ рассказал, что сейчас помимо общественной экспертизы профстандарт должен пройти через национальный совет при Президенте РФ. В прошлом году университет подготовил профессиональные стандарты по «трем китам» - исследованиям водных биоресурсов, их добыче и технологии переработки. Шесть стандартов размещено на сайте Минтруда, другие шесть уже одобрены нацсоветом. Александр Недоступ сообщил, что был создан профстандарт для новой профессии – «Специалист по техническим средствам аквакультуры».
По мнению представителя калининградского университета, будущее разработки профстандартов состоит в том, чтобы связать и образовательные, и профессиональные стандарты. «У работодателей, когда принимают на работу специалистов, бытует мнение: «Забудьте все, чему вас учили в университете, здесь все будет по-другому». Мы постарались, чтобы такого не было. К сожалению, в некоторых отраслях есть оторванность образовательного стандарта от профстандарта», - констатировал докладчик.
Он отметил, что необходимо разработать еще несколько профстандартов, в частности для ихтиопатологов, рыбаков прибрежного лова, проектировщиков комплексов промышленного лова, специалистов по управлению рыболовством, судоводителей маломерных промысловых судов.
По словам Александра Недоступа, благодаря стандартизации у работников появиться возможность определить свой профессиональный уровень, повысить при необходимости уровень квалификации, создав основу для дальнейшего профессионального роста. «Другими словами, выпускник должен видеть перед собой карьерную лестницу, ну и, конечно же, уровень зарплаты. Работодатель же получает более четкий критерий для оценки персонала», - обозначил перспективы представитель КГТУ.
Доцент кафедры Дальрыбвтуза «Производственный менеджмент» Людмила Колесова поинтересовалась: не получит ли выпускник от сертификации негативных последствий вроде закрытия возможных путей трудоустройства, пока система стандартов будет разрабатываться?
«Кто хочет работать по выбранной профессии, тот, скорее всего, пройдет эту сертификацию. Кто со стороны пришел, – конечно, не пройдет. Я так считаю, по крайней мере», - ответил Александр Недоступ. Он заметил, что сертификация – это новшество и соответствующего нормативного документа пока нет. «Одно дело - мы оцениваем. А другое – оценка работодателей, которые непричастны к образовательному процессу», - подчеркнул проректор калининградского университета.
Генеральный директор рыболовецкого колхоза «Восток-1» Александр Сайфулин обратил внимание на проблемы кадрового обеспечения. «Мы, конечно, можем принять кучу стандартов, но людей-то нет», - констатировал он. Александр Сайфулин добавил, что работники флота фактически не получают никаких льгот, кроме пониженного пенсионного стажа. «Профстандарты все эти проблемы не решат. Надо подходить совершенно с другой стороны», - подчеркнул руководитель предприятия.
Директор Мореходного института Дальрыбвтуза, доцент Сергей Бурханов выступил с докладом «Особенности и проблемы подготовки кадров морских специальностей». К глобальным проблемам подготовки «морских» специалистов он отнес прохождение курсантами производственной практики на судах для подтверждения одобренного стажа работы. «Наши выпускники все получают этот стаж, но мы не можем гарантированно его обеспечить. На основании образовательных стандартов мы разрабатываем учебный план, где мы, скажем, 2-3 месяца можем включить в график для прохождения практики, а для работодателя это не всегда удобно», - отметил Сергей Бурханов.
Он также отметил низкий уровень изучения английского языка в рамках школьной программы и вопрос квалификации преподавателей – соблюсти условия Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков очень сложно, так как у преподавателей нет возможности набирать плавательный стаж.
По словам директора Мореходного института Дальрыбвтуза, сегодня молодежь не стремится получать морские профессии. Нехватка командного состава, по пессимистическим прогнозам, в 2015 г. может составить 14%. «Быть может, есть смысл отказаться от регулярно корректирующихся государственных образовательных стандартов, а формировать образовательные программы для морских специалистов, руководствуясь исключительно стандартами, принятыми международным сообществом», - высказал идею Сергей Бурханов.
Президент ассоциации «Ярусный промысел» Михаил Зайцев подтвердил нехватку кадров, попросив вузы готовить для флота больше электромехаников и начальников радиостанций. «Специальность эта универсальная. Если, допустим, из штурманов процентов 90 пойдет на флот, то из электромехаников - 50-40% в лучшем случае. Ни сертифицированных, ни несертифицированных – их просто нет», - констатировал Михаил Зайцев. Он добавил, что существует также дефицит радистов. «По моим сведениям, два года не выпускают начальников радиостанций, а по требованиям о минимальном составе экипажа он обязательно должен на судне быть», - заметил глава ассоциации.
Александр Сайфулин обратил особое внимание на нормативы по требованиям минимального состава для рыбопромысловых судов. «Они необоснованно завышены. Это показывает практика и элементарное сравнение», - заявил генеральный директор рыболовецкого колхоза «Восток-1». - Танкера, транспортные суда имеют минимальный состав одиннадцать человек. Промысловое судно – восемнадцать».
О совершенствовании системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для рыбохозяйственных предприятий рассказал старший преподаватель кафедры «Промышленное рыболовство» Дальрыбвтуза Артур Майсс. Он тоже коснулся проблемы недостаточного количества работников, приведя данные, по которым в отрасль трудоустраиваются порядка 15-20% выпускников.
«Считаем, что на сегодняшний день в отрасли не существует эффективного механизма взаимодействия отраслевых предприятий с отраслевыми учебными заведениями», - отметил Артур Майсс. Он обратил внимание на отсутствие заинтересованности работодателей в выстраивании долгосрочных отношений с вузами. «Разработка и внедрение в системе Минтруда профессиональных стандартов в скором времени создадут предприятиям новые проблемы, связанные с несоответствием уровня квалификации действующего персонала вновь введенным требованиям», - подчеркнул докладчик. В связи с этим Дальрыбвтуз предложил бизнесу наладить с вузами более тесное сотрудничество по всем направлениям.
Директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Александр Передня в заключительном слове предложил отразить инициативы, касающиеся минимального состава экипажа, в итоговой резолюции конгресса. Работа над этим документом, размещенным на сайте конгресса, будет вестись в течение месяца.
08.09.2014 г.