С рыбой не по пути
Высокие железнодорожные тарифы стали препятствием на пути дальневосточной рыбы к столу потребителя.
Дальневосточные рыбаки пожаловались на рост тарифов на перевозку рыбы по железной дороге в два раза. Портовики и транспортники действительно говорят о «сезонном» росте цен, но отмечают, что помимо прочего, снизить тарифы им не позволяет политика РЖД и МЭР, которая в настоящее время нацелена на получение максимальной экономической выгоды от перевозок продуктов питания.
В ходе прошедшего во Владивостоке конгресса рыбаков начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко публично заявил о возможности значительно увеличить объемы перевозки рыбной продукции в европейскую часть России.
Однако, по мнению рыбопромышленников, пока кроме общих разговоров от РЖД никакой четкой работы по устранению «узких мест» для доставки дальневосточной рыбопродукции в регионы России не замечено. По словам представителей бизнеса, это тормозит уловы в регионе. Если же они и доходят до потребителя, то рыба становится «золотой». Так, оптовая цена селедки – 16 рублей за кг.
- С учетом роста тарифов в летний сезон до 12 рублей за провоз 1 кг рыбы и «грузовых» - 10,5 рубля, транспортная составляющая в килограмме селедки достигает 140%, - рассказал гендиректор компании «Южморрыбфлот» Александр Ефремов.
На данный момент портовые холодильники забиты рыбой, у причалов стоит шесть судов, в трюмах которых находится свыше 40 тыс. тонн рыбы.
- Пока кроме общих разговоров от РЖД никакой четкой работы по устранению «узких мест» для доставки дальневосточной рыбопродукции в регионы России не замечено. Хотя их перечень известен, – заявил Fishnews президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман Зверев.
Участники рынка сообщили, что из года в год «Рефсервис», в руках которого сосредоточена бОльшая часть активного подвижного состава, причем бОльшей грузоподъемностью (вагоны не по 45 тонн, как у многих, а по 49-50 тонн), выставляет самую высокую цену за свои услуги. «Эта компания фактически диктует цену на рынке. Все остальные участники под нее подстраиваются и повышают стоимость коммерческого тарифа», – заявил советник генерального директора «Дальрыбпорта» Дмитрий Легкий.
Тарифная политика не позволяет развивать и другое перспективное направление - перевозку рыбы рефконтейнерами. Хотя в отсутствие качественного рефпарка, который постепенно выходит из строя, это могло бы стать хорошей альтернативой.
Между тем Росрыболовство уже разработало предложения по субсидированию железнодорожного тарифа на перевозки рыбной продукции. По расчетам ведомства целесообразнее всего возмещать часть транспортных расходов только для тихоокеанской сельди. Субсидии, по замыслу ведомства, должны сдержать рост на конечную стоимость этой рыбы. В ФАР подсчитали, что при возмещении 50% ставки из федерального бюджета потребуется выделить дополнительно 239 млн. рублей, для возмещения 100% — 478 млн. рублей. Речь идет о субсидировании только инфраструктурной составляющей тарифа, которая не зависит от сезонных колебаний и остается неизменной в течение года — 5,2 рубля на 1 кг. Еще примерно 40-50% от общей суммы тарифа — маржа железнодорожных операторов, которая не регулируется Федеральной службой по тарифам. На получение субсидий смогут претендовать либо перевозчики, либо сами отправители. Предложения направлены в правительство.
Текст полностью читайте на сайте Fishnews
12.09.2014 г.