Образовательные стандарты нуждаются в корректировке
- В июне 2010 года на дипломатической конференции в Маниле был принят ряд поправок к Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, известной как МК ПДМНВ, и связанному с ней Кодексу. Этот инструмент - один из четырех столпов, на которых стоит нормативно-правовая система морского транспорта (вместе с двумя другими конвенциями Международной морской организации (ИМО): Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) - и с Конвенцией Международной организации труда (МОТ) о труде в морском судоходстве).
На сегодняшний Дальрыбвтуз уже подтвердил свою компетентность в области подготовки членов экипажей морских судов на соответствие требованиям МК и Кодекса ПДМНВ с поправками. Проверка была проведена в соответствии с распоряжением Минтранса России. По ее результатам было подписано соглашение о признании ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» учебным заведением способным осуществлять подготовку морских специалистов.
Подготовка кадров с высшим и средним профессиональным образованием для предприятий рыбохозяйственного комплекса является приоритетной задачей его развития. Однако в настоящее время существует целый ряд кадровых проблем, основанных на серьезном разрыве между отраслевыми предприятиями и учебными заведениями по вопросам подготовки кадров для отрасли.
Глобальные проблемы подготовки морских специалистов необходимо решать на уровне учебно-методических объединений, Министерства образования и науки РФ, Министерства транспорта РФ и заказчиков наших выпускников – работодателей.
К таким проблемам можно отнести прохождение в процессе обучения производственной практики на судах для подтверждения курсантами одобренного стажа. Сроки прохождения практик в процессе обучения хотя и совпадают с требованиями образовательных стандартов высшего профессионального образования, но не отвечают требованиям МК ПДМНВ и вуз не может гарантировано обеспечить приобретение одобренного стажа работы на судах. Наиболее остро эта проблема выражена при подготовке морских специальностей по программам среднего профессионального образования.
Также можно отметить низкий уровень знаний английского языка в рамках школьной программы, что очень мешает курсантам во время практики. Дело в том, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривает критически малое количество часов для изучения иностранного языка. Английский язык отнесен к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. А это 25-35 зачетных единиц на все дисциплины и только 10 из них - вариативная часть, к которой относится профессионально ориентированный иностранный язык.
Между тем изучение Международного кодекса управления безопасностью (МКУБ), Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Международного кодекса по охране прав и портовых средств (ОСПС), Глобальной морской системы при бедствии (ГМССБ), Международной конвенции и кодекса о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты требуют применения профессионального знания английского языка. Оригинальные тексты этих документов изложены на английском языке, который приводится ИМО в качестве официального и рабочего языка, в отличие от русского. По этой причине в случае каких-либо разночтений текстов следует руководствоваться текстом на английском языке.
Отметим, в России на сегодняшний момент нет официального перевода МК и Кодекса ПДМНВ с поправками.
В подготовке специалистов морских специальностей также остро встает вопрос квалификации преподавательского состава. МК ПДМНВ к лицам, осуществляющим подготовку членов экипажей морских судов, требует наличие действующего рабочего диплома на уровне управления, а образовательными стандартами при реализации образовательных программ определена доля преподавателей, которые должны иметь ученую степень и (или) ученое звание. Совместить эти условия очень сложно. У преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в области подготовки морских специалистов, нет возможности набирать необходимый плавательный стаж в определенной квалификации для получения или продления срока действующего диплома международного образца на уровне управления. А у преподавателей, обладающих такими дипломами, не всегда есть ученая степень или звание, и зачастую они не имеют возможности и времени их получить.
Проблемы, связанные с подготовкой кадров морских специальностей носят глобальный характер и требуют незамедлительного решения. Сегодня молодежь не стремится обучаться морским профессиям. Согласно проведенному исследованию, нехватка офицерского состава, по пессимистическому прогнозу, в 2015 году может составить 11%, в 2020-м – 9%.
Справедливости ради стоит заметить, что такая тенденция характерна не только для России. Практически во всех странах, которые поставляют моряков в судоходную индустрию, имеются подобные проблемы. Китай испытывает трудности из-за нехватки преподавательского состава. Такая же проблема у Филиппин, Индонезии, Индии. При этом центр подготовки моряков медленно, но верно перемещается из Юго-Восточной Азии в Африку. Японцы начинают готовить моряков в Гане, англичане строят морское учебное заведение в Анголе – центры обучения смещаются в те страны, где обучение обходится дешевле.
Практическими шагами по преодолению проблемы могут стать новые образовательные стандарты, где будет предусмотрено больше времени на прохождение плавательной практики (для приобретения в процессе обучения одобренного стажа работы на судах) и возможность прохождения практики в более длительные сроки (не менее 4-5 месяцев), что, соответственно, приведет к увеличению сроков обучения. А организация сетевой формы прохождения практик, создание межвузовских или межведомственных договоров предоставит возможность получения практических навыков для выполнения конвенционных требований.
Также в образовательных стандартах необходимо увеличить количество часов на освоение английского языка и профессионально ориентированного иностранного языка.
Конечно, все эти инициативы должны пройти широкое обсуждение в среде работодателей. К сожалению, сегодня бизнес самоустранился от образовательного процесса, однако настало время максимально широко обсуждать проблемы морского образования на заседаниях общественных, отраслевых объединений и ассоциаций, и доводить свои решения до сведения государственных структур. Бизнес должен корректировать профессиональные компетенции требуемых специалистов и предлагать образовательным учреждениям формировать новые. Для этого необходимо осуществлять экспертизы образовательных программ, выявлять несоответствия и предлагать решения. Мы остро нуждаемся в обратной связи.
Кроме того, мы считаем целесообразным, установить определенный стаж работы на уровне управления, установленный требованиям МК ПДМНВ и приравнять его к званию, как минимум, доцента кафедры, осуществляющей подготовку морских специалистов. К сожалению, и этот вопрос нам самостоятельно не решить.
Известно, что морской флот зависит от компетентных, хорошо подготовленных моряков, которые обеспечивают безопасность человеческой жизни на море, морскую безопасность, эффективность навигации, защиту и сохранность морской среды. МК ПДМНВ в новой редакции предлагает новые международные стандарты, необходимые для морских институтов и преподавателей, чтобы давать современному моряку столь востребованные навыки и знания.
Может быть, есть смысл отказаться от регулярно корректирующихся государственных образовательных стандартов, а элементарно формировать основные образовательные программы для морских специалистов, руководствуясь исключительно стандартами, принятыми международным сообществом?
20.10.2014 г.