Бизнес трезво оценивает единый реестр проверок
Правительство РФ одобрило законопроект, предусматривающий создание единого реестра проверок при осуществлении государственного и муниципального контроля. Представители рыбного бизнеса считают, что такой ресурс – хорошая идея, однако нужно решать глубинные проблемы с административными барьерами.
На заседании 16 октября Правительство РФ рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Решено было одобрить законопроект и в установленном порядке внести его в Госдуму.
Поддержанные кабмином поправки предусматривают создание единого реестра проверок, которые проводятся в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках государственного и муниципального контроля.
Как отмечал уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов, принципиально, что в реестре найдут отражение все проверки – и плановые, и внеплановые. Предполагается, что оператором реестра будет Генеральная прокуратура России.
«Рассчитываю, что принятие этого документа позволит повысить прозрачность и эффективность проверок на всех уровнях и, конечно, сократит число необоснованных визитов контрольных органов», - заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя законопроект на заседании Правительства.
Учет проверок предполагается вводить поэтапно: в отношении видов федерального государственного надзора – с 1 июля 2015 г., регионального государственного надзора – с 1 июля 2016 г., муниципального контроля – с 1 января 2017 г. Согласно законопроекту, правила формирования и ведения реестра утверждаются Правительством.
Представители рыбной отрасли, опрошенные Fishnews, считают, что единый реестр проверок – положительная инициатива, однако применительно к рыбной отрасли важнее всего – решать глубинные проблемы с административными барьерами.
Чем больше прозрачности будет в процессах организации и проведения проверок, тем лучше, отметил председатель совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин. В противном случае мероприятия по контролю превращаются в аппарат запугивания и достижения результатов, связанных не с государственными интересами, а с интересами отдельных лиц, добавил руководитель рыбопромышленного предприятия.
В то же время создание реестра не заменяет собой устранение административных барьеров, связанных с недостатками правовой базы, но, может быть, где-то поспособствует этой работе, полагает председатель правления ПБТФ. «Правовая база – это отдельный вообще инструмент», - подчеркнул он.
Генеральный директор ЗАО «Южморрыбфлот» Александр Ефремов напомнил о том, что в настоящее время информация о плановых проверках уже размещается на сайтах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Причем на некоторых из них есть функционал, позволяющий подписаться на получение уведомлений о проверках, добавил руководитель компании.
По мнению Александра Ефремова, создание единого реестра – это хороший шаг, но для отрасли скорее декоративный, коренным образом имеющихся у рыбного бизнеса проблем он не решит. «Я с трудом себе представляю информацию в едином реестре о плановой проверке судна в море либо публикацию данных о проверках оборота рыбопродукции при выгрузке и перевалке в портах, а именно эти виды проверок и контроля для рыбаков составляют 90% от всех видов такого взаимодействия с контрольно-надзорными органами. В отношении предприятий береговой переработки, которые работают в принципиально другой контрольно-надзорной среде, это решение незначительно улучшит ситуацию по двум причинам. Первая: береговых рыбоперерабатывающих предприятий крайне мало – весь значительный рыбный бизнес сейчас в море, вдали от плановых проверок и контроля! А в отношении тех единиц береговых предприятий, которые еще существуют на сегодняшний день, проверки проводятся достаточно корректно, в соответствии с законодательством», - обратил внимание генеральный директор «Южморрыбфлота».
«Мы больше всего страдаем не столько от внезапности либо несанкционированности проверок, – то, что позволяет исключить обсуждаемая законодательная инициатива по введению Единого реестра проверок, сколько от необходимости соблюдения огромного количества устаревших еще с советских времен требований, регламентов, норм, поддержания в актуальном состоянии всевозможных сертификатов, аттестатов, допусков, аккредитаций, лицензий», - заявил собеседник Fishnews. Главная проблема административных барьеров заключается в том, что большая их часть предполагает разрешительный характер предпринимательской деятельности, полагает Александр Ефремов.
Добавим, что ранее «Южморрыбфлот» свел в единую таблицу перечень всех органов власти и подведомственных им организаций, которые оказывают воздействие на работу компании, - их оказалось 70.
21.10.2014 г.