Бизнес рекомендовал переделать приказ по ветсертификации
Деловое сообщество высказалось за отмену либо изменение приказа Минсельхоза № 281 об оформлении ветеринарных сопроводительных документов. В нынешнем виде правовой акт не обеспечивает прослеживаемости, зато резко повышает издержки производителей.
В Общественной палате РФ 19 декабря прошли слушания, посвященные последствиям введения электронной ветеринарной сертификации для бизнес-климата. Как сообщает корреспондент Fishnews, в дискуссии приняли участие руководители крупнейших союзов и ассоциаций продовольственного рынка, представители Минсельхоза, Россельхознадзора, Минэкономразвития и других государственных органов.
Отраслевые объединения высказали опасения в связи с принятым в июле 2014 г. приказом Минсельхоза № 281 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде». По оценкам значительного числа производителей пищевой продукции и предприятий торговли, исполнение данного документа чревато дополнительным многомиллиардными издержкам участников рынка и существенным ростом цен на пищевую продукцию, что абсолютно недопустимо в текущих экономических условиях.
«Благая идея упросить документооборот оборачивается увеличением издержек для предприятий», – констатировала модератор слушаний, руководитель Комиссии Общественной палаты по вопросам агропромышленного комплекса Евгения Уваркина.
По мнению исполнительного директора Национального союза производителей молока Артема Белова, введение ветсертификации дорого обойдется молочной отрасли и не замедлит отразиться на себестоимости продукции. Готовая молочная продукция фактически попадает под двойной контроль – Россельхознадзора и Роспотребнадзора. При этом, как отметили производители, сертификация не позволит решить проблему фальсификации молокопродуктов и не обеспечит прослеживаемости.
Нынешние расходы предприятий в сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля - это резервы по снижению себестоимости и повышению рентабельности, которые можно высвободить путем устранения избыточных административных барьеров, считает президент Евразийского союза продавцов и производителей семян Владислав Корочкин. Однако приказ № 281 не позволяет достичь этой цели.
По мнению эксперта, прописать в одном документе единый подход ко всем видам продукции животного происхождения в принципе невозможно. Гораздо более целесообразным выглядит внедрение риск-ориентированного подхода, где для каждого вида продукции существует свой профиль риска. Руководитель союза также предложил при разработке новой редакции приказа сократить перечень товаров, требующих оформления ВСД, исключив из него переработанную продукцию, как безопасную в ветеринарном отношении.
Ветсанэкспертиза переработанной готовой продукции, «зашитая» в приказе № 281, незаконна, неэффективна, нецелесообразна и не нужна, уточнил позицию рыбаков председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев. Он обратил внимание, что в дискуссии об электронной ветсертификации искусственно преувеличено значение всего лишь одного элемента ветеринарного контроля. Это отрывает обсуждение от реальных потребностей бизнеса и требований рынка, поскольку необходима синхронная работа по изменению четырех ключевых составляющих ветконтроля.
«Мы предлагаем системное решение: для рыбной отрасли с учетом природно-климатических и производственных особенностей работы в море не ограничивать изменения в системе ветеринарного контроля только ветсертификацией, а внести соответствующие изменения в закон о ветеринарии, процедуры ветсанэкспертизы, и наконец, утвердить правовую основу для лабораторных исследований в сфере рыбопродукции», – подчеркнул Герман Зверев.
Руководитель Комитета по качеству Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Светлана Чебарова озвучила расчеты, согласно которым вступление в силу приказа № 281 в несколько раз повысит расходы ретейла на оформление ВСД и другие услуги ветслужб и приведет к увеличению документооборота. На примере X5 Retail Group она продемонстрировала, что дополнительные затраты будут исчисляться миллиардами рублей.
В свою очередь, заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов крайне скептически отнесся к прогнозируемым убыткам бизнеса, назвав общественные слушания «чистой воды спекуляциями», которые приведут к катастрофе в отрасли. По его словам, изначальная стройная концепция приказа, устраивавшая все бизнес-сообщество за исключением рыбаков и молочников, усилиями последних была искажена.
«Постепенно нормальный внутренне логичный приказ превратился в это «чудовище». Причем основную роль в этом сыграли рыбаки (не рыбопереработчики), производители молочной продукции и частично ретейлеры», – нашел виноватых чиновник. Причины противодействия он объяснил очень просто: «Контрабанда, жульничество, незаконный промысел, фальсификация продукции при введении этой системы становятся невозможными, по крайней мере в нынешних объемах». Для решения проблемы, по мнению Николая Власова, достаточно вернуться к исходной версии приказа.
Напротив, как полагает директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин, после вступления в силу нынешней версии приказа, бизнес понесет колоссальные издержки. Представитель министерства предложил рассмотреть возможность запуска новой системы оформления ВСД в альтернативном режиме, чтобы предприятия могли переходить на нее в добровольном порядке по мере готовности. В отношении ветсанэкспертизы позиция министерства не изменилась: переработанная продукция не должна подвергаться лабораторным исследованиям.
В целом участники обсуждения пришли к выводу о необходимости отмены либо радикального изменения приказа № 281, в том числе в части сокращения перечня товаров, на которые необходимо получать ветеринарно-сопроводительные документы. Каждая позиция в этом списке должна быть обоснована, полагают эксперты. Итоговые рекомендации общественных слушаний будут направлены в Экспертный совет при Президенте РФ.
23.12.2014