Import

Тема: Молодые капитаны

Актуально
Подготовка морских кадров по последнему слову техники

Подготовка морских кадров по последнему слову техники

Летом 2014 года Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет обновил обучающие программы и электронное оборудование для их использования. Новые тренажеры появились как у самого Дальрыбвтуза, так и у всех его филиалов.

Корреспондент Fishnews познакомился с современными устройствами во Владивостокском морском рыбопромышленном колледже.

Радиолокационный тренажер Navi-Trainer Professional (NTPRO) 5000 состоит из пяти навигационных мостиков – в кабинете могут работать сразу десять учащихся. «Здесь у нас занимаются и курсанты, и люди «со стороны»: капитаны, старшие помощники, вахтенные помощники, – рассказывает начальник учебно-тренажерного центра ВМРК Сергей Сысоев. – На этом оборудовании проходят подготовку и переподготовку, которая требуется в соответствии с Международной конвенцией о дипломировании моряков – они обязаны получить соответствующий сертификат».

В ходе подготовки курсанты приобретают ряд навыков. Первый – работать с радиолокационной станцией (в состав программно-аппаратного комплекса входят три разные станции). Второй – расходиться со встречными судами в условиях ограниченной видимости, используя радиолокатор. Также будущие судоводители должны уметь работать с электронной картографией, недавно в колледже установили новую версию электронно-картографической навигационной информационной системы – Navi-Sailor 4000.

По словам Сергея Сысоева, у тренажера очень много возможностей, в частности, связь с автоматизированными информационными системами (АИС). «Старый комплекс это все тоже умел, просто добавились определенные функции и появилась новая модель. В частности, теперь здесь новый локатор, да и с новым радаром несколько удобней работать», – отмечает начальник учебно-тренажерного центра.

Для демонстрации он запускает учебную задачу с инструкторской станции. На мониторе одного из мостиков появляются две движущиеся точки – суда, на другом экране система визуализации показывает вид на нарисованное море с виртуальной палубы. «Здесь мы будем использовать систему автоматической радиолокационной прокладки, – комментирует Сергей Сысоев, – этот прибор выдает всю информацию по встречным целям. В данном случае включена цель два (их можно задать сколько угодно). Переключаемся на цель один, и система показывает, что наименьшее расстояние, на котором пройдут друг от друга суда, – всего три кабельтовых. Это очень мало, положено расходиться (если водное пространство позволяет) в двух с половиной милях, не меньше двух. Видно, что кратчайшее сближение произойдет через 35 минут. Также можно посмотреть курс (идет на запад, 271 градус) и скорость (10 узлов). Это сейчас машина сама выполняет необходимые действия, а когда здесь занимаются студенты, они решают задачу вручную, с помощью радиолокационного планшета».

На NTPRO учащиеся тренируются только на последнем, выпускном курсе, практикующие судоводители проходят переподготовку на тренажере каждые пять лет по сокращенной программе – три дня вместо шести.

Для более наглядного эффекта Сергей Сысоев включает главный тренажер с изогнутым экраном на всю стену. С мостика видно накренившийся танкер, задача – подойти к терпящему бедствие судну, выйти на буй с помощью радиолокационной станции. Детализация изображения впечатляет: отчетливо различимы даже фигурки людей в воде. Устройство позволяет задать любую погоду – от штиля до шторма с молниями и сильной качкой. Инструкторы говорят, что курсанты, выполняющие задачу при большой волне, непроизвольно начинают раскачиваться, следя за изображением на экране – настолько реалистична визуализация. Вид на экране знакомый: пролив Босфор Восточный, на берегу реальные здания Владивостока, у причальных стенок суда, все максимально приближено к реальным условиям. «Все полностью такое, как на реальном судне, – подчеркивает Сергей Сысоев. – И «картинка», и «железо». Тут радиолокационная станция, GPS, электронная карта и эхолот. Есть еще рыбопоисковый эхолот, но в основном используем обычный, который показывает глубину. Здесь все приборы, которые есть на настоящем мостике».

Обновили в колледже и учебно-тренажерный центр Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечения безопасности ГМССБ – вместо 4000-й версии поставили 5000-ю.

В кабинете восемь кабинок, на оборудовании занимаются как курсанты, так и капитаны, старпомы, вахтенные помощники. Тренажер был установлен еще 18 лет назад, но регулярно менялась аппаратура и программное обеспечение. Все имитационные приборы соответствуют международной конвенции, такие устройства стоят на каждом судне, независимо от страны. Сначала курсанты учатся работать с приборами, от самого простого до самого сложного. После этого проигрывается аварийная ситуация. Одному «судну» достается роль аварийного, остальные оповещаются об «аварии», передают сообщения на условный береговой аварийный центр и выполняют его указания по спасению. Также на тренажерах отрабатывается «коммерческая» работа – связь «судно-берег» и «судно-судно».

Тренажер по управлению судовыми энергетическими установками, на котором обучаются будущие механики, тоже прошел апгрейд, программное обеспечение обновили очень существенно. Приборы полностью моделируют всю энергетическую установку судна – главный и вспомогательный двигатели и остальное оборудование. Учебные консоль и электростанция в точности имитируют реальные устройства.

Кроме того, в колледже есть береговой Учебно-тренажерный центр по борьбе за живучесть (УТЦ БЖС). «Мы там готовим рядовой и переподготавливаем командный состав, – рассказал Сергей Сысоев. – В частности, там проводят начальную подготовку плавсостава, также у нас есть курс «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам», курс борьбы с пожарами по расширенной программе и медицинская подготовка – оказание первой медицинской помощи и медуход (этот класс расположен отдельно). В колледже есть бассейн, мы спускаем туда плоты, ребята надевают гидрокостюмы, прыгают в воду, отрабатывают действия при чрезвычайной ситуации. Для обучения борьбе с пожарами у нас дымовые камеры и, естественно, все необходимое оборудование для самозащиты, изолирующие дыхательные аппараты».

Начальник учебно-тренажерного центра отметил, что все устройства были обновлены недавно и это самые современные версии на сегодняшний день. Эти тренажеры будут помогать готовить судоводителей, судомехаников, связистов, радиоэлектроников и других морских специалистов пять лет – до следующей плановой модернизации.

Алексей СЕРЕДА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

20.01.2015

Назад