Import

Тема: Перевозка рыбы по России

Актуально
Железной дороге не хватает прозрачных тарифов

Железной дороге не хватает прозрачных тарифов

В Аналитическом центре при Правительстве РФ изучили регулирование тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Основным фактором, мешающим нормальному развитию сектора, эксперты назвали непрозрачность принципов тарифообразования.

В апрельском бюллетене о развитии конкуренции эксперты управлении по конкурентной политике Аналитического центра при Правительстве РФ рассмотрели основы тарифообразования на услуги грузовых железнодорожных перевозок и возможные направления оптимизации.

Доля транспортной составляющей в конечной цене продукции существенно разнится по отраслям и зависит от расстояния транспортировки. По данным РЖД, по основным перевозимым грузам размер транспортной составляющей в конечной цене продукции колеблется от 10 до 30%. Такие высокие показатели, по мнению аналитиков, свидетельствуют о важности эффективной тарификации не только для транспортного сектора, но и для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции в целом.

В рамках реформирования железнодорожного транспорта в России операторская деятельность была практически полностью выведена из РЖД и в настоящее время подавляющая часть грузовых перевозок осуществляется в частных вагонах, напоминают авторы материала. Плата за аренду устанавливается собственниками подвижного состава в свободном режиме, а РЖД получает прибыль за использование инфраструктуры и предоставление локомотивной тяги по тарифам ФСТ России.

Высокая конкуренция со стороны других видов транспорта (прежде всего автомобильного) приводит к оттоку высокодоходных грузов с железной дороги и замещению их низкодоходными. Например, в годовом отчете РЖД за 2013 г. указано, что к этой категории относилось 60,5% грузов, перевезенных железной дорогой.

Эксперты говорят о наметившейся тенденции снижения эффективности железнодорожных перевозок. Причины кроются и в достижении предельных показателей пропускной способности на отдельных участках дорог, и в избытке вагонов. Однако основным фактором, мешающим нормальному развитию сектора грузоперевозок, называют непрозрачность принципов тарифообразования.

Использование множества поправочных коэффициентов затрудняет выявление закономерности установления тарифов, что повышает риск предоставления необоснованных преференций отдельным участникам перевозочного процесса, сообщили Fishnews в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

«С 2013 года организациям железнодорожного транспорта предоставлено право изменения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках тарифного коридора, установленного ФСТ России в виде индексов к действующим тарифам Прейскуранта № 10-01 в границах от –12,8% до 13,4%», - пишут эксперты. При этом индекс изменения тарифов на грузовые перевозки устанавливается с учетом решений Правительства России о допустимом уровне индексации тарифов на данные услуги на соответствующий период регулирования и Прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России.

Однако тарифы на железнодорожные грузоперевозки демонстрируют устойчивый рост и не снижались даже в кризис 2008-2009 годов. С 2002 по 2014 год тарифы выросли в 4,1 раза, в то время как цены производителей в секторе обрабатывающей промышленности за этот период увеличились в 3,7 раза, в секторе добычи полезных ископаемых – в 6,8 раза.

Авторы материала напоминают, что в 2013 году было объявлено о заморозке тарифов на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности на 2014 год, а в 2015-2016 годы тарифы должны были быть проиндексированы на уровень инфляции. «Увеличение транспортных расходов грузоотправителей создает ряд таких негативных эффектов для экономики, как повышение стоимости товаров на внутреннем рынке, снижение конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, повышение инфляции», - говорится в бюллетене.

Для повышения эффективности сектора эксперты предлагают повысить прозрачность тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, не забывая при этом и о достижении необходимого уровня загрузки, и об оптимизации логистики. По мнению аналитиков, поможет разрешить ситуацию и пересмотр методики построения грузового тарифа, а именно выделение в нем трех составляющих – инфраструктурной, локомотивной и вагонной.

Также необходима систематизация поправок и изменений, вносимых в действующий Прейскурант № 10-01, считают специалисты Аналитического центра.

Fishnews

10.04.2015

Назад