Знания для эффективного промысла
В стремлении повысить экономические показатели для своей компании рыбаки, в первую очередь, обращают внимание на освоение наиболее валютоемких объектов и в лучшем случае вкладываются в техническое перевооружение флота. К сожалению, технология самого рыболовства, производственная логистика при этом уходят на второй план.
Между тем, как рассказала проректор по учебной и научной работе Дальрыбвтуза, к.э.н., доцент Светлана Лисиенко, зачастую у рыболовной компании такой «пестрый» состав квот – столько объектов в небольших объемах, что для эффективной работы флота необходимо заранее смоделировать схемы его расстановки с учетом технологических (промысловых) возможностей и использованием принципов совмещения видов промысла. Эту важную науку студенты института рыболовства и аквакультуры Дальрыбвтуза начинают изучать уже с первых курсов.
– С того момента, как рыболовный флот вошел в район промысла для осуществления добычи ВБР, начинают полнообъемно работать технологии рыболовства. И это уже не биологические процессы. Это поле деятельности промышленных рыбаков. Именно они должны владеть методами предотвращения выхода объекта промысла из зоны облова, принципами ведения рационального рыболовства, основанного на селективности применяемых технологий, организационно-управленческими приемами, направленными на оптимизацию ведения промысловых операций и соблюдение всех принципов эффективной организации производственного процесса. Все это можно и нужно оценивать – это производственная логистика применительно к процессу добычи ВБР.
Этому и обучают студентов на кафедре «Промышленное рыболовство». Ведь движение сырья через производственную фазу до следующей стадии (от моря до промысловой палубы) – это и есть логистический процесс. В нем имеется много «узких» мест, которые необходимо устранить путем перепроектирования (реинжиниринга).
У нас на кафедре преподается такая дисциплина, как проектирование логистических систем в рыбной отрасли, которая подразумевает различные расстановки этой многокомпонентной системы. Например, мы просчитываем, как может работать судно в различных формах организации промысла, на одном объекте или в условиях многовидовой системы, без производства на борту и с производством и т.д. Мы даем практические рекомендации предприятиям, на которых работают наши студенты, и многие соглашаются, прислушиваются, - рассказала в рамках проекта «Молодые капитаны» проректор по учебной и научной работе Дальрыбвтуза Светлана Лисиенко.
По ее словам, сегодня, к сожалению, такой «теории» не все уделяют должное внимание. В результате нередко получается, что отработав в одном районе, суда уже по ситуации ориентируются, куда им идти дальше. Отсюда и освоение квоты предприятием в лучшем случае 68%, хотя можно было бы говорить и о 80-90%, отмечает представитель вуза.
27.04.2015