У «исторического» принципа есть свои недостатки, но лучшего способа пока никто не предложил
– Главный вопрос в отрасли – безусловно, эффективность использования водных биологических ресурсов. Если сам механизм распределения ВБР работает на повышение эффективности отрасли, то это и есть его основная задача. Закрепление лимитов должно быть эффективно для страны, для населения, эффективно экономически и социально (дать максимальное количество рабочих мест). И диспуты на эту тему сегодня продолжаются.
Что касается «исторического» принципа: когда-то Черчилль сказал, что демократия – очень плохой строй, просто лучшего никто не придумал. То же и здесь. Сегодня есть «исторический» принцип, и он дал, я считаю, совершенно неплохую динамику развития отрасли за прошедшие более чем 10 лет. Из всех предложений, которые существуют по его изменению, или по переходу на другой принцип распределения квот, я не вижу ничего реального и более эффективного, хотя и у этого способа есть свои недостатки. Поэтому это вопрос дискуссионный, но, как я сказал, лучшего пока никто не предложил.
В 2018 году заканчивается десятилетний срок закрепления промысловых лимитов. И основной диспут идет о том, насколько эффективно показал себя этот закон об «историческом» принципе распределения квот, нуждается ли он в модернизации, переосмыслении, корневой ломке. Есть разные предложения – от квот под киль до распределения их по перерабатывающим предприятиям, «олимпийской системы». Предложений очень много, это огромная ответственность – из множества предложений выбрать наименьшее зло.
Сегодня дискуссии на пике. Прошлый Госсовет, который состоялся в 2007 году расставил определенные точки над i. В частности, было сказано «да» «историческому» принципу и «нет» квотам под киль.
Надо констатировать, что рыбопромыслового флота в России приблизительно в 1,5-2 раза больше, чем возможности осваивать ресурсы. Если есть неухоженный флот, то это проблема а) – судовладельца и б) – контролирующих органов, которые допускают выпуск этого флота в море.
Пришло время подвести итоги действия «исторического» принципа – как он себя показал и можно ли его как-либо улучшить, модернизировать. Чтобы вывести на российские компании какие-то дополнительные обязательства (и в этом нет ничего плохого), обременения, добавить социальную ответственность, смотреть на продовольственную безопасность. Обсуждаются, например, вопросы уменьшения льгот в рыбной отрасли. Сегодня стоимость ВБР оплачивается в размере 15%. Есть предложение, чтобы рыбные компании платили 100%. Есть предложение повысить экспортную пошлину и различными способами стимулировать поставки рыбы на внутренний рынок – все это требует оценки и взвешенного подхода. Именно эти процессы – они очень важны для отрасли - сегодня являются предметами дискуссий.
21.05.2015