Дрифтер столкновения
Законопроект о запрете дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в российской экономзоне столкнул два крупнейших дальневосточных рыбных региона - Сахалин и Камчатку. За неделю сразу две противоположных по сути и смыслу телеграммы были направлены высшему руководству страны.
Напомним, проект федерального закона о закрытии промышленного лова анадромных видов рыб с использованием плавных (дрифтерных) сетей - как в исключительной экономической зоне, так и во внутренних морских водах и территориальном море РФ был внесен в Госдуму в декабре 2014 г.
В то время как сахалинцы настаивают на сохранении промысла плавными сетями, опираясь на то, что достоверных научных сведений о вреде дрифтера нет, камчатцы, напротив, призывают запретить «варварский» лов, ссылаясь на снижение подходов лососей к берегам Камчатки и, как следствие, разорение береговых предприятий.
В своей аргументации, которую оба региона довольно обширно излагают в письмах и телеграммах, они говорят о возможных «социальных последствиях», сообщает корреспондент Fishnews. С одной стороны, принятие законопроекта приведет к тому, что «предприятия, приобретшие в 2010 году по результатам аукциона квоты на добычу тихоокеанских лососей на период до 2020 года, среди которых 12 сахалинских предприятий с численностью работающих более 600 человек, потеряют право на осуществление промысла на 5 лет раньше срока, предоставленного договорами». Что неминуемо приведет к социальной напряженности в отрасли. Об этом говорится в письме, направленном Сахалинской областной думой на имя заместителя председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича.
С другой стороны, «иностранные и российские компании наживаются на хищнической добыче тихоокеанских лососей плавными дрифтерными сетями в нашей экономзоне. Подходы лососей к побережью сокращаются. Дрифтера ловят, а российские рыбаки во время путины больше сидят на берегу, чем работают в море», - сообщают уже камчатские парламентарии в своей телеграмме президенту РФ Владимиру Путину.
Между тем обоснованной официальной научной оценки, которая и должна, по идее, лечь в основу запрета/разрешения промысла, нет. Статистика же фиксирует тренд на увеличение вылова лососей на Камчатке (за 2009 – 2014 годы он изменялся от 135 тыс. до 255 тыс. тонн, в том числе почти двукратно выросла добыча нерки).
При отсутствии научной аргументации камчатские парламентарии не нашли ничего лучше как обвинить в сложившейся ситуации СМИ.
«Рыбаки и общественность ждут его скорейшего принятия и просят вас не допустить повторения ситуации 2009 года. Тогда дрифтерному лобби удалось ввести в заблуждение высшее руководство страны. Все было представлено так, как будто депутаты Законодательного собрания Камчатки защищают интересы США в рыбном бизнесе и своих частных береговых предприятий, а дрифтера ловят у наших берегов американскую нерку, хотя до США 5 тысяч верст.
Решение комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 6 апреля 2014 года поддержать проект федерального закона НР- 681497-6 вызвало резкую активизацию в СМИ клеветнической кампании по дискредитации авторов законопроекта. Все повторяется», - утверждают депутаты Законодательного собрания Камчатского края в своей телеграмме на имя Владимира Путина.
По мнению экспертов, обвинения в адрес СМИ вряд ли поможет регионам разрешить давний спор. «Налицо лишь то, что «единодушного регионального согласия» по проекту закона о запрете дрифтера, о котором говорится в пояснительной записке к нему, не было и нет. А это - повод не для громких и резких заявлений, бесконечных полупустых телеграмм и обращений, а возможность реально разобраться в ситуации, откинув домыслы и личные интересы», - комментирует член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов.
Справка:
Кроме двух предприятий Северо-Курильского городского округа, ведущих прибрежный дрифтерный промысел, на данный момент 13 российских предприятий 16 судами осуществляют дрифтерный лов лосося в исключительной экономической зоне России. Суммарно на все суда ежегодно дается постоянная квота в размере 11,5 тыс. тонн.
Еще 11,5 тыс. тонн на платной основе (около 3,5 доллара за 1 кг рыбы в воде) Россия выделяет для японского дрифтерного промысла в соответствии с межправительственным соглашением от 1985 г. Из этой квоты японские рыбаки обычно покупают 6 – 8 тыс. тонн.
Итого, суммарная квота российских и японских рыбаков составляет 22,5 тыс. тонн, а фактический вылов - 17-19 тыс. тонн, или 4 – 6% от берегового российского вылова лососей, составляющего в последние годы 350 – 550 тыс. тонн.
15.04.2015