СахНИРО не видит оснований для введения запрета дрифтерного лова лососей в водах России
СахНИРО: Биологических оснований утверждать, что дрифтерный промысел подрывает запасы лососей Сахалино-Курильского региона, нет. На наш взгляд, их нет или они несущественны и для других регионов Дальнего Востока, для этого достаточно проанализировать данные промысловой статистики по лососевым путинам за последние пять лет.
В ответ на запрос правительства Сахалинской области о влиянии дрифтерного промысла в ИЭЗ России на состояние водных биоресурсов Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО) предоставил заключение об отсутствии убедительных оснований для введения запрета дрифтерного лова тихоокеанских лососей в водах России:
«После 2008 г. ФГБНУ «СахНИРО» не осуществлял научно-исследовательских работ с использованием дрифтерных судов и не вел наблюдений на дрифтерном промысле в российских водах, так как собираемся информация не имеет существенного значения для прогнозирования подходов лососей к побережью Сахалино-Курильского региона. Общий ежегодный вылов российскими дрифтероловами варьируется в пределах 10-12 тыс. т, что составляет всего лишь несколько процентов от прибрежного вылова лососей в Дальневосточном бассейне, поэтому в мониторинге данного вида промысла, на наш взгляд, нет острой необходимости с точки зрения научного сопровождения лососевой путины. Гораздо более актуальная информация собирается в процессе научных наблюдений на ставных неводах в прибрежье, чем ФГБНУ «СахНИРО» ежегодно занимается и на что считает целесообразным тратить время и средства в первую очередь.
Тем не менее, за период проведения научно-исследовательских работ на дрифтероловах специалисты института не собрали материалов, убедительно свидетельствующих о каком-либо особенном «экологическом вреде» данного вида промысла. По этой причине полагаем, что дрифтерный лов тихоокеанских лососей, при условии неукоснительного соблюдения Правил рыболовства не более экологически вреден, чем любой другой вид добычи водных биоресурсов. Большая часть упреков, звучащих в адрес дрифтерного лова (приловы животных и птиц, выбросы малоценной рыбы, подмена видов и т.п.), по сути, является обвинениями в несоблюдении норм Правил рыболовства. Решение данной проблемы находится в компетенции федеральных органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в области рыболовства в ИЭЗ России, т.е. ПС ФСБ России.
Биологических оснований утверждать, что дрифтерный промысел подрывает запасы лососей Сахалино-Курильского региона, нет. На наш взгляд, их нет или они несущественны и для других регионов Дальнего Востока, в том числе и в отношении целевого вида дрифтерного лова – нерки, для этого достаточно проанализировать данные промысловой статистики по лососевым путинам за последние пять лет.
Кроме того, нельзя не упомянуть тот факт, что российские компании, осуществляющие данный вид лова, были в установленном законодательством порядке наделены долями промышленных квот на 10-летний срок, который истекает только в 2020 году.
Запрет дрифтерного лова лососей в водах России, бесспорно, распространится и на японский лов, осуществляемый в рамках российско-японского межправительственного Соглашения от 12.05.1985 г. Японские рыбаки ведут промысел лососей в ИЭЗ России на платной основе. Например, за дрифтерный промысел лососей в ИЭЗ России в 2014 году оплата составляет 2 011 873 500 иен (около 20,1 млн. долларов США). В случае введения запрета японского дрифтерного лова в ИЭЗ России вероятен односторонний разрыв Японией указанного Соглашения, в соответствии с которым японская сторона компенсирует российской стороне промысел лососей российского происхождения в водах Японии. За промысел в 2014 году будет поставлено оборудования на сумму от 252 221 700 до 285 399 400 иен (2,5-2,8 млн. долларов США) в зависимости от величины вылова.
Таким образом, в случае запрета японского дрифтерного лова тихоокеанских лососей в ИЭЗ России суммарные потери Российской Федерации могут составить, минимум, около 20 млн. долларов США; в случае разрыва Соглашения – около 23 млн. долларов США при неконтролируемом промысле лососей российского происхождения в водах Японии.
Таким образом, с учетом изложенного ФГБНУ «СахНИРО» не видит убедительных оснований для введения запрета дрифтерного лова тихоокеанских лососей в водах России. При условии строго соблюдения Правил рыболовства и установленных квот данный вид лова может осуществляться, по крайней мере, до 2020 года.
В феврале т.г. ФГБНУ «СахНИРО» направил вышеизложенную точку зрения в ФГБНУ «ТИНРО-Центр», который с привлечением мнений других рыбохозяйственных институтов готовил общую позицию по данной проблеме для Росрыболовства».
Текст письма доступен по ссылкам: