Техрегламент без инфекций и паразитов
1 июля в Министерстве сельского хозяйства РФ вновь обсуждался проект Технического регламента Евразийского экономического союза«О безопасности рыбы и рыбной продукции» с участием представителей ЕЭК, Росрыболовства, рыбохозяйственных объединений и научных организаций. В целом заинтересованные стороны согласны с тем, что пора прекратить попытки раз за разом «усовершенствовать» технический регламент, в результате которых его принятие постоянно откладывается и документ вновь и вновь не поспевает за изменениями в рыбной отрасли и в законодательстве.
«Нужно принимать техрегламент в нынешнем виде. Жизнь покажет, что несовершенно, что нужно доделать, а что совсем не работает», – уверена советник директора ВНИРО по рациональному использованию водных биоресурсов Любовь Абрамова.
Предметом разногласий на внутрироссийском уровне по большому счету остается один пункт. По мнению рыбаков, норма, предписывающая необходимость анализа уловов водных биологических ресурсов «на наличие паразитов (паразитарных поражений), бактериальных и иных инфекций», должна быть исключена из техрегламента или отредактирована с позиции понятийного аппарата и механизма исполнения.
«Эта формулировка остается в разногласиях с 2013 года. Я считаю, что она совершенно недопустима и просто не будет работать. Она противоречит нормативным документам, хотя бы на том основании, что перечень бактериальных инфекций нигде не регламентируется. Не должно быть в законодательном акте и «иных инфекций», – рассказала Fishnews Любовь Абрамова. Подобная неопределенность создает широкое поле для различных трактовок и злоупотреблений со стороны контролирующих органов.
Между тем одной из ключевых задач, решить которую призван ТР «О безопасности рыбы и рыбной продукции», является устранение избыточных административных барьеров для развития предпринимательства в сфере производства и обращения пищевой рыбной продукции. Для этого планируется ввести механизм управления рисками с внедрением производственного контроля, включающего в себя принципы анализа опасности и контроля критических точек.
В проекте технического регламента прямо указано, что пищевая рыбная продукция должна быть изготовлена из водных биологических ресурсов, выловленных в безопасных районах добычи в соответствии с данными планового мониторинга, осуществляемого уполномоченными государственными органами. «Государство выделяет деньги для проведения мониторинга, но мы зачем-то опять анализируем уловы. Кроме того, по терминологии «улов» – это то, что только что подняли на борт. Кто его будет анализировать, смотреть паразитов? Механизмы реализации отсутствуют», – прокомментировала эксперт.
Спорный пункт до сих пор сохраняется в проекте техрегламента во многом потому, что в области его применения сталкиваются интересы сразу нескольких ведомств. «Все остальные вопросы, касающиеся маркировки, указания размерного ряда и солености, – это все в принципе решаемо. У нас подгружаются ГОСТы, в которых это прописано, торговым организациям надо формировать соответствующий запрос для производителей, и те будут давать более достоверную и подробную информацию. А вот с анализом уловов вопрос серьезный», – отметила Любовь Абрамова.