Грамотный подход может придать смысл созданию рыбных бирж и рынков
- Обсуждение вопроса с законодательным закреплением обязательной реализации уловов на товарных биржах сегодня поутихло. Однако полностью закрывать эту тему не планируется. Более того, рыбную торговлю, в том или ином виде, предлагается прописать в качестве одного из механизмов привлечения инвесторов в развитие регионов, и здесь перед нами во всей красе раскрывается другой аспект «биржевого вопроса» – а знают ли сами разработчики программы суть понятий, которыми они оперируют, и их экономическое значение для отрасли?
Обратимся к подпрограмме «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона», включенной в уже принятую госпрограмму «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
Большое внимание в документе уделяется развитию береговой рыбопереработки. Среди методов и условий привлечения инвесторов в эту сферу указывается развитие эффективной инфраструктуры, в частности, рынков рыбной продукции. В тексте прямо говорится, что оптовый рыбный рынок может быть организован на условиях государственно-частного партнерства. Основными инициаторами и лидерами в организации и управлении рынком должны выступить региональные органы власти.
Кроме того, инвестиции должна привлечь биржевая торговля. «Биржевая система создает экономические стимулы к привлечению инвестиций. Рыболовецкая компания сможет взять взаймы деньги посредством фьючерсов и опционов под будущий улов. С помощью торгов можно сократить до минимума возможность ценового сговора между поставщиками, что позволяет регулировать и стабилизировать цены на рыбу. За счет рынка фьючерсов появится возможность планировать и прогнозировать стоимость сырья, обеспечить прозрачность и стабильность сделок купли-продажи, увеличить экспортные (таможенные) и налоговые поступления».
Уже подсчитаны и объемы средств, которые понадобятся на развитие биржевых торгов – 1,915 млрд. рублей, из которых 1,024 млрд. рублей составят средства федерального бюджета.
Полагаю, что многие понятия здесь нуждаются в уточнениях, в том числе «рыбная биржа» и «рыбный рынок».
Нигде в мире рыба пока не является биржевым товаром. Рыбная биржа в том смысле, который в это понятие закладывают разработчики госпрограммы, подразумевая наличие многих элементов классической товарно-сырьевой биржи, нигде не существует. Никакие фьючерсы и опционы на рыбу в этой связи невозможны, а небиржевые форвардные контракты и сейчас применяются в отрасли достаточно широко.
Надо понимать, что во всем мире организации, называемые «рыбными биржами», – это либо аукционные площадки, либо своего рода оптовики, которые скупают рыбу у мелких производителей и формируют из нее крупные, коммерчески привлекательные партии. На данном этапе нам интересны обе эти формы. Поскольку у нас есть и значительное количество относительно мелких добытчиков, которым гораздо выгоднее было бы работать с такой «биржей», чем критически зависеть от своего оптового покупателя либо содержать собственный отдел реализации; и большое количество крупных добытчиков, которым механизм регулярных аукционных торгов позволил бы снизить издержки и выгоднее реализовать продукцию. Создание рыбной биржи как организатора аукционов и как организатора сбора крупных партий сырья от мелких поставщиков с последующей продажей вполне оправдано. Но надо отчетливо понимать, что именно создается и зачем, как на этом зарабатывать, что это за механизм, в чем его особенности и отличия, как от оптового рынка, так и от товарной биржи. Этого понимания в документах не заметно.
Правда, и непреодолимых препятствий к тому, чтобы рыба стала биржевым товаром, нет. И здесь мы могли бы стать первопроходцами, могли бы перевести на свою площадку значительную долю мировой рыботорговли, поскольку система биржевой торговли сырьем гораздо более привлекательна, чем любая другая. В этом случае мы бы стали выдавать (и отзывать) сертификаты пригодности к участию иностранных компаний-добытчиков и переработчиков в системе биржевых торгов – мы бы начали диктовать условия и правила игры.
Но для того, чтобы российская рыба стала биржевым товаром, необходимо немало времени и усилий, которые придется приложить и рыбодобытчикам, и государству, и организаторам бирж. Нужно разработать и внедрить привлекательную для продавцов и покупателей систему. Биржевой товар должен быть унифицирован по всем параметрам в рамках установленного сортамента, вне зависимости от конкретного производителя, места переработки, маршрута транспортировки и т.д. Все это огромная работа, в том числе по модернизации флота и береговых производств, транспортных и складских холодильных мощностей, по внедрению единой системы контроля качества и т.п.
Иными словами, работающая система биржевой торговли рыбным сырьем – это итог большого труда по нормализации ситуации в отрасли в целом, а отнюдь не одна из первоначальных мер на пути к этому. Очевидно, что двух миллиардов рублей и нескольких лет для этого недостаточно – масштаб задачи куда более велик.
Вопрос рыбных рынков, один из которых, к примеру, настойчиво пытаются построить во Владивостоке, также неоднозначен. Если обратиться к мировой практике, то станет понятно, что рыбный рынок – это лишь один из элементов целой системы прибрежного лова, часть определенной схемы самозанятости населения и культуры снабжения людей рыбопродукцией.
Во-первых, эта культура предполагает наличие множества мелких рыбодобытчиков, которые ежедневно вылавливают несколько десятков/сотен килограммов рыбы и морепродуктов, продают частным лицам или мелким скупщикам и этим зарабатывают на жизнь. Это, как правило, семейный или артельный бизнес. Более крупные добытчики не в состоянии сбывать свою продукцию по этой схеме, тем более без переработки, а более мелким рынок не нужен. К тому же требуется соответствующая инфраструктура: недорогие или бесплатные причалы, сетеснастные производства для небольших плавсредств, развитое малотоннажное судостроение и прочее.
Во-вторых, такая схема торговли предполагает наличие постоянного спроса на свежевыловленную рыбу (для частного потребления или для кафе, ресторанов, магазинчиков) и, соответственно, большой плотности населения, соответствующих кулинарных предпочтений, уклада быта, высокой степени развития малого бизнеса в сфере общественного питания и торговли.
В-третьих, естественно, это климат – такая культура развивается исключительно возле незамерзающих и высокопродуктивных прибрежных вод. Если учитывать сезонный фактор, когда рыбаки за 5 месяцев должны заработать на содержание производства в течение всего года, конечная цена на рыбу окажется слишком высокой, рынок резко сузится и соответствующие предпочтения населения не сформируются. Собственно, во Владивостоке они и не сформировались. Поэтому классический рыбный рынок у нас никогда не будет коммерчески выгодным проектом. Конечно, можно построить еще один торговый павильон, где будет представлен стандартный ассортимент морепродукции, назвать его «рыбным рынком», и даже наделить неким особым статусом. Лично я не вижу в этом смысла. Ясно, что никакого влияния на развитие прибрежного рыболовства он не окажет и со временем превратится в стандартный торговый центр, сдающий площади в аренду всем желающим под торговлю любым товаром.
Но ведь можно и иначе подойти к этой идее – изменить формат, расширить спектр возможностей рыбного рынка для потребителя и поставщика.
Прежде всего, рынок должен быть центром хранения, переработки и реализации рыбы, какдавальческого, так и собственного сырья. Поставщиками не обязательно должны выступать лишь малые предприятия прибрежного лова. Рынок должен предоставлять целый спектр услуг. К примеру, хочет поставщик залить свежий улов жидким льдом либо заморозить, сдать на склад, поставить свой прилавок и продавать собственную продукцию в таком виде? Пожалуйста. Как отдельная услуга должна быть доступна и более глубокая переработка сырья. Возможность порезать на стейки, обесшкурить или выпотрошить купленную рыбу также должен иметь покупатель. Кроме того, сам рынок должен быть способен закупать сырье, изготавливать из него широкий ассортимент продукции и реализовывать на своих площадях, осуществлять мелкооптовые поставки, иметь филиалы. И конечно, вокруг рынка должны размещаться рыбные кафе и рестораны, развиваться инфраструктура отдыха.
Чтобы все это учесть, естественно, к разработке и реализации проекта необходимо привлекать опытных и грамотных в вопросах рыбопереработки, PR и розничных продаж людей. Важным условием является и место размещения рынка: конечно, такой проект невозможно реализовать на ограниченном пространстве где-то в историческом центре портового города, а вот его филиал с ограниченным набором функций вполне мог бы расположиться в популярном месте отдыха горожан. И тогда, в таком формате, владивостокский рыбный рынок станет значимым промышленным, досуговым и туристическим объектом, неотъемлемым элементом городской среды и просто коммерчески выгодным проектом. Он будет способствовать и популяризации рыбной продукции среди населения, и повышению инвестиционной привлекательности города и края, и развитию рыбной отрасли на уровне региона, и решению различных инфраструктурных и социальных задач.
Проблемы с пониманием ситуации приводят к тому, что большие возможности оказываются упущенными, разработчики различных программ делают системные ошибки, тем самым обрекая их на провал, а интересные проекты превращаются в весьма затратные и при этом убыточные мероприятия «для галочки». Это прямое следствие того, что из рыбохозяйственного комплекса вычленили рыболовство, а все остальные его компоненты бросили на произвол судьбы. В результате ситуация сложилась таким образом, что и рыболовство, и иные направления отрасли сосредоточились каждый на своем узком круге решаемых задач, все больше расходясь в интересах. Рыболовство стало в одиночку формировать повестку дня, основываясь исключительно на своих вопросах и сложившихся бизнес-схемах. В итоге, к настоящему моменту ни одна задача, за пределами темы создания наиболее благоприятных условий для добычи и экспорта сырья минимальной степени переработки, не находит ни понимания, ни тем более решения как в «рыболовном» ведомстве, так и в «рыболовном» же экспертном сообществе.
Очевидно, что существующую ситуацию надо менять. И начинать следует с воссоздания рыбного хозяйства как единого комплекса, определения правил и целей его функционирования, а также с запуска крупных комплексных проектов, таких, как постройка рыбных рынков, организация рыбохозяйственных кластеров, создание рыбной биржи и других. Но не в том, естественно, виде, в котором они представляются разработчикам многочисленных «мертворожденных» программ, а в том, в котором они будут функциональны, полезны и адекватны реальности, в котором они будут работать на развитие компаний, отраслей и регионов.
21.06.2013