Тема: Административные барьеры в отрасли

Актуально
Власти Зауралья пытаются создать прецедент с непредсказуемыми для рыбодобытчнков последствиями

Власти Зауралья пытаются создать прецедент с непредсказуемыми для рыбодобытчнков последствиями

Аналитики полагают, что возможное расторжение договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на озере Медвежье Курганской области создаст судебный прецедент, который поставит под угрозу стабильную работу рыбопромышленников на всех внутренних водоемах России.

Конфликт между предпринимателями и местными чиновниками давно вышел за рамки обычного хозяйственного спора предприятий с органом власти, приняв общеотраслевой характер.

С начала года правительство региона пытается доказать в судах, что ООО «Курганрыбхоз» и ООО «Аквакультура Зауралья» – пользователи рыбопромысловыми участками на озере Медвежье – недостаточно охраняют водоем. Курганские чиновники считают, что заключенные в 2011 году на 20 лет договоры с пользователями должны быть расторгнуты досрочно. В качестве доказательства своей позиции власти используют протоколы инспекторов рыбоохраны, составленные в 2014-2015 годы. Логика «простая»: если есть протокол, значит, есть и браконьер, а значит, нарушено одно из условий договора между департаментом АПК и участниками рынка.

Истец, в качестве которого выступает департамент АПК, ссылается на пункт договора, по которому пользователь обязан осуществлять за счет собственных средств содержание и охрану рыбопромыслового участка. Факты пресечения незаконной деятельности браконьеров, по мнению курганского органа власти, доказывают невыполнение данной обязанности - как если бы арест преступника доказывал плохую работу полицейских.

Отметим, что число протоколов об административных правонарушениях является одним из показателей, по которым оценивается эффективность работы территориальных управлений Росрыболовства. Чем больше составлено протоколов, тем лучше на подведомственной территории охраняются водные биоресурсы. В рассматриваемой ситуации курганские чиновники заняли прямо противоположную позицию.

Первые суды по расторжению договоров на озере Медвежье завершились в марте-апреле 2016 года безрезультатно: исковые заявления департамента АПК были оставлены без рассмотрения по формальным основаниям. Вскоре после этого чиновники направили предприятиям-пользователям официальные претензии, в которых потребовали полностью исключить браконьерство на озёрах Большое и Малое Медвежье. Наличие претензий с большой долей вероятности означает возобновление судебных разбирательств в ближайшем будущем.

Об этом свидетельствуют и заявления чиновников, прозвучавшие на совещании представителей правительства Курганской области и силовых ведомств, состоявшемся 6 июня. Мероприятие было посвящено обсуждению вопросов охраны озера Медвежье от браконьерской добычи цист артемии в предстоящем промысловом сезоне. На совещании представитель департамента АПК подчеркнул, что позиция его ведомства остается неизменной: пользователи озера Медвежье не выполняют обязанности по охране рыбопромысловых участков от деятельности браконьеров.

Хотя пользователи прилагают максимум усилий для охраны своих участков, свести браконьерство «к нулю», как того требуют чиновники, им, конечно, не под силу. При этом законность и выполнимость подобных требований ставятся под сомнение экспертным сообществом. Дело в том, что у хозяйствующих субъектов нет полномочий по пресечению незаконного промысла, которыми располагают органы рыбоохраны и полиции. Однако и без пользователей работа инспекторов рыбнадзора и полицейских, которые не могут постоянно находиться на одном рыбопромысловом участке, была бы неэффективной. В этой ситуации частники играют роль «глаз и ушей» рыбоохраны, сигнализируя о каждом случае браконьерства и с помощью ЧОПа удерживая нарушителей до прибытия инспектора.

«Когда на Медвежьем ловят группу браконьеров, изымают всего по 2-3 мешка цист артемии. Это столько, сколько они могут добыть за 20-30 минут, пока их не останавливают охранники и не передают в руки рыбинспектора. Проблема в том, что озера по Водному кодексу относятся к объектам общего пользования, и поэтому полностью перекрыть доступ потенциального браконьера к берегу мы не можем», – говорит сотрудник ЧОП, принимавший участие в охране озера Медвежье в 2015 году.

В условиях высокого спроса на цисты артемии на черном рынке, расходы на охрану участков растут с каждым годом. Помимо услуг ЧОПа (а стоимость круглосуточного патрулирования уже превышает 1 млн. рублей в месяц), пользователи вкладывают большие средства в приобретение спецтехники для контроля береговой полосы и акватории озера Медвежье. Предприниматели даже купили беспилотный летательный аппарат стоимостью 4 млн. рублей - единственный в рыбном промысле Зауралья.

Многочисленные рыбодобытчики Курганской области уже озадачены вопросом: если охрана на самом защищенном рыбопромысловом участке Зауралья будет признана «ненадлежащей», что в этом случае ждет остальных пользователей? Примет ли расторжение договоров массовый характер, в условиях когда большинству предпринимателей не под силу нести значительные расходы на охрану?

Эксперты считают, что если суды удовлетворят требования курганского департамента АПК, то будет создан судебный прецедент, который позволит легализовать безотказную схему изъятия рыбопромысловых участков, сформированных на реках и озерах. Заинтересованному лицу достаточно найти того, кто согласится сыграть роль браконьера, выдать ему снасти, привести на водоем и вызвать рыбоохрану. Рыбинспектор составит на браконьера административный материал, само наличие которого автоматически, согласно прецедентному судебному решению, будет свидетельствовать о невыполнении пользователем участка обязанности по его охране. Это, в свою очередь, и станет основанием для расторжения договора о предоставлении рыбопромыслового участка по инициативе органа власти. В этом случае отрасль ждет усиление недобросовестной конкурентной борьбы, а региональных чиновников – новые возможности для произвола и коррупции.

Fishnews

Назад