Import

Тема: Молодые капитаны

Обсуждение
Светлана  ЛИСИЕНКО

Выпускники Дальрыбвтуза – в большой цене

Заведующая кафедрой «Промышленное рыболовство» ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз»

В апреле Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке презентовало Навигатор профессий, актуальных для региона в 2016-2021 гг. В начале июля документ был обновлен. Согласно его последней версии, к 2021 г. рост занятости в рыбохозяйственном комплексе ДФО составит 8-13%. Среди востребованных профессий - капитан промыслового судна, матрос на рыболовном судне, оператор рыбопромысловых машин, ихтиолог, гидробиолог, рыбовод, специалист по техническим средствам аквакультуры, микробиолог, рыбообработчик, оператор линии по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий из рыбы и морепродуктов.

В создании Навигатора принимал участие Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет. Он обучает студентов по направлениям подготовки высшего образования, хотя большинство «морских» и «рыбных» профессий из Навигатора его не требуют. Однако востребованные базовые, рабочие, специальности ребята могут получить уже после первого-второго курса, отметила проректор по учебной и научной работе Дальрыбвтуза, к.э.н., доцент Светлана Лисиенко.

«Так, «рыбак прибрежного лова» - это часть большого направления «Промышленное рыболовство», - привела пример собеседница Fishnews. - То есть в процессе подготовки по этому направлению студент обучается профессии рыбака, а после получения диплома о высшем образовании он уже выпускается как мастер добычи, главный специалист по добыче».

Работники же, не имеющие высшего образования, могут его получить в Дальрыбвтузе через Институт повышения квалификации, в котором все программы обучения связаны с поэтапным внедрением профстандартов. «Мы готовим специалистов и для рыбохозяйственных компаний. Более того, Дальрыбвтуз принимал непосредственное участие в разработке стандартов по «рыбным» профессиям», - обратила внимание Светлана Лисиенко.

По ее словам, в последний год наиболее «продвинутые» организации стали активно направлять сотрудников на курсы повышения квалификации, также работники приходят в институт сами. «Во-первых, реализуемая сейчас программа непрерывного образования предусматривает обязательное повышение квалификации раз в три-пять лет. Кроме того, сегодня в основе любой компании – профессиональный, грамотный коллектив, который может решать нужные задачи, и руководство должно обратить внимание на профессиональную переподготовку сотрудников», - подчеркнула проректор.

Преподаватели Дальрыбвтуза, в свою очередь, тоже проходят стажировку в ведущих отраслевых компаниях – знакомятся с современными методами производства и вносят соответствующие изменения в учебный процесс. Затем на предприятия на практику идут подготовленные студенты, и в итоге ребята успешно трудоустраиваются там. «Поэтому мы стараемся в полном объеме взаимодействовать с рыбохозяйственными организациями. Сотрудничаем с Преображенской базой тралового флота, «Доброфлотом», Находкинской базой активного морского рыболовства, ПАО «Дальрыба» – фактически все они наши стратегические партнеры», - рассказала Светлана Лисиенко. По ее словам, большую поддержку оказывают Дальрыбвтузу все рыбопромышленные ассоциации.

Проректор отметила, что в Дальрыбвтузе очень хорошие, современные тренажеры и лабораторная база. Но главное в подготовке специалистов – практика как закрепление теоретических знаний. «Прежде всего, это получение профессиональных навыков по тем направлениям и специальностям, по которым студент учится. Если это будущий промрыбак - промысловая палуба, работа на промысле. Если судоводитель, - судоводительская практика», - подчеркнула проректор. Она добавила, что, тем не менее, ребята много ходят в море в качестве матросов для получения плавценза.

У рыбопромышленных компаний сейчас самый высокий спрос – на морских специалистов. «Это судоводители, судомеханики, электромеханики, рефмеханики, специалисты по оборудованию технологических машин. Также все, кто связан с производством: технологи - на рыбозаводы, промрыбаки - на промысел, - перечислила собеседница Fishnews. – Они в море должны работать, а не сидеть на берегу менеджерами».

По словам, Светланы Лисиенко, среди выпускников университета очень много тех, «кому снились паруса». Но есть и такие, кто находит работу не по специальности, причем вполне успешно – позволяет общий уровень подготовки. «Практически все, кто дошел до выпуска, уже знают, куда пойдут работать. Многие уходят в период учебы в армию, чтобы сразу после завершения обучения идти на предприятия», - отметила проректор.

Она обратила внимание, что Дальрыбвтуз, в частности, выпускает очень хороших судоводителей, ведь промысловое судно кардинально отличается от транспортного. «Это не «просто бананы возить», нужно уметь работать и с тралом, и с кошельковым неводом, и с ярусом, и вся твоя работа будет зависеть от выполнения плана добычи. Надо понимать, как вести лов во льдах, в условиях ограниченной видимости. Судоводитель, работающий на процессоре, тоже находится непосредственно в районе добычи, работая на приемке, сдаче и производстве продукции», - отметила Светлана Лисиенко.

Она констатировала, что Дальрыбвтуз работает по единым с Министерством транспорта образовательным стандартам и в соответствии с требованиями ПДНВ к подготовке морских специалистов. «Но помимо этого мы даем промысловую специализацию, профилирование. «Транспортник», который закончил вуз Минтранса, не сможет нормально работать капитаном рыбодобывающего судна, а судоводитель, получивший специальную промысловую подготовку, без проблем может стать во главе управления транспортным судном. Поэтому и ценятся наши капитаны выше», - подчеркнула Светлана Лисиенко.

Fishnews

Вопросы эксперту

Назад