Власти задумали большую реформу контроля и надзора
Нынешнюю систему контрольно-надзорной деятельности глава Правительства Дмитрий Медведев назвал нередко агрессивной по отношению к бизнесу и слишком громоздкой для государства. Для изменения ситуации предполагается действовать по восьми направлениям.
Система пока агрессивна
Реформа контрольной и надзорной деятельности рассматривалась на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нынешняя система, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, «нередко коррумпирована и агрессивна по отношению к бизнесу, наверное, в целом и слишком громоздка для государства».
«Только на федеральном уровне у нас 40 надзорных инстанций. По всей стране на региональном и муниципальном уровне 10 тыс. органов контроля (цифра, конечно, устрашающая) и около 100 тыс. инспекторов, которые этим занимаются», – привел данные глава Правительства РФ.
При этом количество подконтрольных предприятий превышает потенциальные возможности проверяющих органов. Результаты проверок далеко не всегда приводят к улучшению условий труда и устранению рисков, обратил внимание Дмитрий Медведев.
Он напомнил о том, что на тему изменения ситуации в контрольно-надзорной деятельности дано много поручений Правительства РФ и президента. И перечислил задачи, которые необходимо решить. Одна из них – снижение административной нагрузки на компании. «У добросовестного бизнеса, который по своей природе не связан с высокими рисками причинения вреда, должно исчезнуть ощущение, что он находится в состоянии «осажденной крепости», постоянно подвергается проверкам», – заявил премьер.
Восемь направлений
Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов представил содержание, задачи и целевые показатели проекта реформы системы госконтроля и надзора. Сформулированы три основные цели. Параметры по ним были в целом одобрены на заседании президиума.
Целевые показатели реформы включают в себя сокращение количества смертельных случаев, а также заболеваний, отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым государством видам рисков, сокращение уровня материального ущерба; снижение административной нагрузки на бизнес; повышение общего уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Для достижения целей предложены восемь самостоятельных проектов-задач в рамках реализации реформы, по каждой из которых предполагаются свои показатели эффективности, сообщили Fishnews в пресс-службе Открытого правительства.
Первое – переход на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре. Сплошные проверки должны быть только на объектах повышенной опасности. Предполагается, что в 2019 г. риск-ориентированный подход должен быть внедрен практически в каждом контрольном ведомстве.
Второе – устранение устаревших, избыточных, противоречивых и дублирующих требований (их количество оценивается примерно в 2 млн.), с которыми связано 90% издержек бизнеса от исполнения гостребований. Обязательные требования должны быть собраны, актуализированы и опубликованы в открытом доступе.
Третья задача – профилактика нарушений. Превентивный контроль должен заменить репрессии в случае нарушений, заявляют власти. Предполагается, что уже в 2019 г. регламент комплексной профилактики нарушений обязательных требований должен быть внедрен практически по всем видам контроля.
Четвертое – информатизация, которая позволит кратно сократить время на контрольные мероприятия, повысить их результативность и прозрачность. В 2021 г. при осуществлении практически всех видов контроля должны использоваться современные информационные технологии.
Пятое – замена «палочной» системы оценки работы контрольных органов системой, основанной на оценке достижения измеримых показателей снижения уровня угрозы и ущерба. Доля видов контроля, по которым применяется новая система КПЭ, должна составлять 95% в 2018 г.
Шестое и седьмое направления — снижение уровня коррупции и развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов.
Наконец, восьмая задача предусматривает реформирование системы контроля и надзора на уровне регионов и муниципалитетов.
По словам Михаила Абызова, паспорт всего приоритетного направления по реформе контроля и надзора должен быть подготовлен и представлен в президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам до конца 2016 г. По каждому из восьми перечисленных проектов также будут подготовлены свои паспорта, которые будут представлены до конца года.