Рыбоводов оставили вне классификации
Изменения в проектах ОКВЭД 2 и ОКПД 2, внесенные Росстандартом после обращения РСПП, имеют формальный характер и не проясняют вопроса о классификации товарного рыбоводства как вида сельскохозяйственной деятельности.
Выход в июле прошлого года федерального закона об аквакультуре (рыбоводстве), казалось бы, должен был закрепить статус товарного рыбоводства как вида предпринимательской деятельности, относящегося к сельскохозяйственному производству. Признание аквакультуры одним из направлений животноводства и, соответственно, ее отнесение к сельскому хозяйству было принципиальной позицией рыбоводов, которая в конечном счете нашла отражение в тексте документа.
Но, видимо, некоторым ведомствам федеральный закон не указ. Иначе как объяснить, что в проекте разрабатываемого Минэкономразвития Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) товарное рыбоводство оказалось записано не в класс 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях», а в класс 03 «Рыболовство и аквакультура (рыбоводство)»? Напомним, в отличие от аквакультуры рыболовство сельскохозяйственной деятельностью не является. Таким же образом продукция товарной аквакультуры в проекте Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) почему-то разместилась в блоке рыболовства.
«Невозможность регистрации рыбоводных товарных хозяйств по классу 01 в ОКВЭД 2 и кодирования товарной рыбоводной продукции по классу 01 в ОКПД 2 фактически исключает товарное рыбоводство из разработок нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования сельскохозяйственной деятельности, а товарные рыбоводные хозяйства – из числа сельхозтоваропроизводителей, поскольку их продукция не будет относиться к сельскохозяйственной», – рассказал Fishnews председатель правления ассоциации «Росрыбхоз» Василий Глущенко.
Чем грозит такой поворот событий, представить несложно. Лишившись господдержки, на которую рыбоводы на сегодняшний день претендуют наравне с другими аграриями, товарная аквакультура в России рискует окончательно захиреть. Между тем на мартовском заседании коллегии Росрыболовства министр сельского хозяйства Николай Федоров назвал развитие аквакультуры одним из приоритетных направлений работы. «В ближайшие годы необходимо предпринять максимум усилий по развитию данной подотрасли и дальше активно формировать нормативную базу, в том числе по расширению мер господдержки в отношении аквакультуры», – заявил глава Минсельхоза.
Рекомендацию министерства перенести группировку «товарная аквакультура (товарное рыбоводство)» в подкласс «животноводство» разработчики проекта ОКВЭД 2 предпочли проигнорировать. Тогда к процессу подключилось бизнес-сообщество. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил в Росстандарт запрос с аналогичным предложением. В ответном письме агентство сообщило, что во введение к классификаторам включена запись о необходимости руководствоваться положениями ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)» «в части товарной аквакультуры, относящейся к сельскохозяйственному производству».
Однако четких ответов на вопросы: по какому классу, подклассу и группировке будет регистрироваться хозяйство товарного рыбоводства и относится ли продукция товарного рыбоводства к продукции животноводства, – рыбоводы и на этот раз не получили. Напротив, формальная отписка еще больше запутала ситуацию. Каким образом можно зарегистрировать рыбоводное предприятие по классу 03, одновременно сохранив за ним статус сельхозтоваропроизводителя, остается загадкой даже для экспертов. Между тем, как показывает практика, если в законе, кодексе или другом нормативно-правовом акте заложена возможность двойного толкования, то рано или поздно эта «ловушка» сработает – и не в пользу бизнеса.