Рыбаки надеются, что «квоты под киль» остались в прошлом
В конце мая Правительство должно получить предложения о мерах стимулирования строительства промысловых судов, в том числе с использованием долей квот. Бизнес рассчитывает, что речь идет об увеличении срока закрепления лимитов и возможности их залога.
Тема обновления рыбацкого флота нашла отражение в протоколе совещания по перспективам рыбной отрасли, которое провел 23 апреля в Магадане премьер-министр Дмитрий Медведев. Уже в ближайшее время в Правительство РФ должны быть представлены инициативы о мерах стимулирования строительства рыбопромысловых судов, «в том числе с использованием долей квот добычи водных биоресурсов». Выполнение поручения возложено на целый ряд ведомств – Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минфин и Федеральную антимонопольную службу.
Отметим, что не один год отрасль лихорадило от предложений по выдаче промысловых лимитов под строительство судов на российских верфях. Недавно межведомственная рабочая группа, созданная по распоряжению главы государства, заявила о нецелесообразности «дальнейшего обсуждения вопроса распределения «квот под киль» в связи с экономической неэффективностью и отсутствием возможности строительства рыбопромысловых судов на российских верфях».
Но, как обратили тогда внимание эксперты, отказ от идеи «квот под киль» вовсе не говорит о том, что ушла с повестки дня проблема обновления рыбопромысловых судов. «Насколько мне известно, межведомственная рабочая группа (МРГ) детально изучала вопрос о «квотах под киль», собирала материалы министерств и ведомств, анализировала международный опыт, разбиралась с возможностями судостроительных предприятий. Однако это совсем не означает, что вообще закрыта тема обновления флота путем строительство новых кораблей или капитальной реновации уже действующих рыбопромысловых судов, – отмечал председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев. – Произошла «выбраковка» явно ошибочного (зарубежный опыт это доказывает) варианта, но будут анализировать другие варианты, другие способы вовлечения рыбодобывающих предприятий в инвестиционный процесс, другие способы государственного стимулирования индустриализации российского рыболовства». Как показали поручения от 23 апреля, прогноз руководителя профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей оказался верным: поиск путей обновления рыбопромыслового флот продолжится. Но возникает вопрос: каким образом для этого могут быть задействованы доли квот вылова?
Есть основания полагать, что поручение об использовании долей для стимулирования строительства рыбацких судов увязано со следующим пунктом протокола – об увеличении срока закрепления промысловых лимитов, комментирует руководитель ВАРПЭ Александр Фомин. «На совещании у председателя Правительства заместитель главы Минпромторга Алексей Рахманов заявил, что ведомство немало времени обсуждало тему судостроения с рыбаками и считает необходимым перевернуть вопрос: вместо «квот под киль» - «киль под квоты». То есть у кого есть квоты, те и будут заказывать суда. Но для того чтобы такой заказчик появился, надо подумать о том, как продлить сроки, на которые закрепляются доли, - рассказал Fishnews президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров. – Затем, когда обсуждали тему «исторического принципа», в выступлениях звучало (и я об этом говорил, и руководитель Преображенской базы тралового флота Сергей Саксин), что нужно закреплять доли на более длительный срок, чтобы у бизнеса была ясная перспектива. На короткий срок никто деньги вкладывать не будет, тем более в судостроение». Президент ассоциации также обратил внимание, что в поручении нет упоминания российских верфей – это подразумевает, что флот можно строить где угодно.
Тем не менее, считает Александр Фомин, формулировка по стимулированию судостроения в протоколе получилась размытая. «Плохо, потому что опять увязывается этот вопрос с квотами. Единственное, что хорошо, есть уже решение межведомственной рабочей группы о нецелесообразности возвращения к теме «квот под киль», - заявил руководитель всероссийской отраслевой организации.
О том, что фраза про доли квот вызывает настороженность, говорят и в регионах. «Надеемся, что поручение все-таки не связано с возвратом к вопросу о «квотах под киль», - заявил председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько. - Потому что совсем недавно говорили, что этот путь тупиковый и от него отказались». Собеседник Fishnews отметил, что, рассматривая проблему стимулирования обновления флота, можно вновь поднять вопрос о возможности залога долей квот, в том числе для получения кредита на строительство рыбопромысловых судов, - бизнес-сообщество говорит об этом уже много лет.
Обратил внимание председатель правления АСРКС и на то, насколько важны для стимулирования инвестиций гарантии длительной работы в отрасли. «Мы поддерживаем увеличение срока закрепления за пользователями долей квот, а также рыбопромысловых участков», - подчеркнул руководитель регионального объединения.
Вопрос обновления рыбацкого флота непрост: слишком большие требуются затраты, слишком высоки риски для бизнеса, полагает Сергей Сенько. К тому же, указал он, до сих пор не снята с повестки дня проблема «незаходных» судов: не освобождены от уплаты таможенных пошлин и НДС организации, ввозящие в Россию суда, которые были построены или модернизированы за рубежом.
Пока остается только догадываться, какие предложения по стимулированию строительства рыбацкого флота подготовят уполномоченные ведомства. «У нас даже хорошее предложение порой так «закопают», что становится совершенно непонятно, что хотим, к чему стремимся. Или наоборот стремимся к одному, а пишут так, что придем к другому», - констатировал руководитель АСРКС.
12.05.2014 г.