Вопросы экспертам

Вопрос:

Сергей Александрович, среди инициатив по стимулированию судостроения вы указали такой пункт: «Ограничить возможности заключения договора о закреплении долей квот на новый период для потенциальных рантье». Как именно ассоциация видит возможность такого ограничения, в чем это должно выражаться? Спасибо.

Кожевникова Ирина, СМИ

Сергей  СЕННИКОВ

Сергей СЕННИКОВ

Заместитель директора ООО «УК НОРЕБО» по международным вопросам и связям с общественностью

Сегодня среди лиц, имеющих доли квот добычи (вылова) водных биоресурсов, присутствует достаточно большое количество так называемых «рантье», т.е. лиц, которые фактически не осуществляют рыболовство с использованием имеющихся ресурсов, а ежегодно фактически продают свое право вылова (квоту). Как правило, такая сделка оформляется договором фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) в рамках которого компания, имеющая квоту вылова, якобы арендует судно с экипажем и вылавливает установленный в разрешении объем. Однако на самом деле компания-собственник рыболовного судна ведет промысел по такой квоте и в последующем реализует полученную из улова продукцию. За право ловить по квоте иного лица судовладелец выплачивает определенное вознаграждение, которое позволяет «рантье» существовать до следующего года. В результате «рантье» фактически извлекает прибыль из продажи права на осуществление рыболовства.

Как правило, у таких «рантье» нет в собственности своих рыболовных судов, а если есть, то находятся они в очень плохом состоянии и не могут использоваться для эффективного осуществления рыболовства. «Рантье» также не заключает договоры фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), т.к. он не имеет своего экипажа и не занимается его подбором.

Предлагаемая мера

Сегодня одним из основных требований для заключения договора о закреплении долей квот является предоставление документов, подтверждающих имущественные права на рыболовные суда, принадлежащие им на праве собственности или используемые на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартер). Такое требование предусмотрено постановлениями Правительства РФ (№ 604, 605 и 6011).

Предлагается исключить тайм чартер из перечня договоров, подтверждающих имущественные права на суда рыбопромыслового флота. В результате, «рантье», извлекающие прибыль от продажи квот и посредством договоров фрахтования тайм-чартер, не будут удовлетворять требованиям для лиц, имеющих право на заключение договора о закреплении долей квот. Однако компании, которые по тем или иным причинам использовали договора фрахтования тайм-чартер, но имеют на праве собственности свои суда рыбопромыслового флота, буду удовлетворять этим требованиям, и их интересы не будут ущемлены при определении доли на новый период. При этом объем вылова «рантье» судами по тайм-чартеру перераспределиться в пользу реальных рыбопромысловых компаний.

Для этого, по мнению Ассоциации "РПХ Карат", необходимо внести соответствующие изменения (исключить указание на тайм-чартер) в:

- подпункт «в» пункта 4 Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (утверждено Постановлением Правительства РФ № 604);

- подпункт «в» пункта 4 Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ № 605);

- подпункт «в» пункта 5 Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства (утверждено Постановлением Правительства РФ № 611).

Также необходимо предусмотреть специальную норму в ФЗ «О рыболовстве», предусматривающую наличие у лица на праве собственности не менее одного судно рыбопромыслового флота.

Необходимо внести изменения в часть 3 ст. 16 ФЗ «О рыболовстве»:

«Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и имеющими на праве собственности судно рыбопромыслового флота».

06.08.2013

Назад