Тема: Квоты под киль

Актуально
Алексей Рахманов решил помочь отечественным верфям через квоты

Алексей Рахманов решил помочь отечественным верфям через квоты

Минпромторг выдвинул предложения по обновлению российского рыбопромыслового флота, не забыв при этом о заказах для отечественных верфей. Соответствующий доклад направил в Правительство в конце мая заместитель министра Алексей Рахманов.

Как стало известно Fishnews, 23 мая, незадолго до ухода на новую должность в Объединенную судостроительную корпорацию, заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов направил в Правительство доклад по исполнению поручения, данного премьер-министром Дмитрием Медведевым на апрельском совещании в Магадане.

Прежде всего замминистра проинформировал о тех шагах, которые были предприняты ранее. Речь идет о поручениях Правительства РФ от 2010 г. в части закрепления квот за промысловыми судами, вновь построенными на российских предприятиях. Как отмечается в докладе, Минпромторгом было разработано несколько вариантов поправок в статью 31 закона о рыболовстве, однако эти предложения не были поддержаны заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и рыбацкой общественностью.

В марте прошлого года Президент Владимир Путин поручил Правительству и региональным органам исполнительной власти провести анализ «потребности рыбодобывающих организаций в строительстве новых судов и возможности обеспечения их строительства российскими судостроительными компаниями, в том числе сравнительный анализ стоимости их строительства и эксплуатации в зарубежных странах».

В феврале результаты проработки вопроса обсуждались на заседании межведомственной рабочей группы при Контрольном управлении Президента, в результате чего было признано нецелесообразным дальнейшее обсуждение вопроса распределения «квот под киль» в связи с экономической неэффективностью. На это указывается в докладе.

Алексей Рахманов также приводит позицию Минсельхоза. По мнению министерства, одним из способов привлечения российских рыбодобывающих компаний к сотрудничеству с отечественными судостроительными предприятиями может стать сохранение долгосрочного закрепления долей квот «при условии установления значительных и конкретных обязательств пользователей, направленных на достижение поставленных перед отраслью задач». В числе таковых названы повышение эффективности производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, строительство и модернизация рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях.

Отмечено, что Минпромторг, для того чтобы обеспечить возможность постройки рыбопромысловых судов на отечественных верфях, внес изменения в постановление Правительства от 2 апреля 2009 г. № 295. Напомним, что, согласно принятым поправкам, организации рыбной отрасли могут рассчитывать на господдержку при выплате кредитов, полученных на закупку флота в 2014 г. Механизмы субсидирования также распространили на договоры лизинга, заключенные в этом году.

«Сходное постановление № 383 от 22 мая 2008 г. послужило толчком для строительства российскими судовладельцами почти полусотни транспортных судов за последние три года. Претензий по качеству, срокам и стоимости российским верфям не предъявлялось», - сказано в докладе.

Только обращением к «истории вопроса» Министерство промышленности и торговли не ограничилось - ведомство предложило «комплекс необходимых мер».

Минпромторг считает нужным увеличить срок закрепления долей квот до 20 лет, но с оговоркой - для тех рыбодобывающих компаний, которые осуществляют строительство промысловых судов на отечественных верфях.

Предлагается внести изменения в часть 3 статьи 32 закона о рыболовстве, которая регулирует переход права на добычу водных биоресурсов от одного лица к другому лицу путем отчуждения. По мнению Минпромторга, нужно предусмотреть такой механизм стимулирования, который, не затрагивая «исторического принципа», позволит сформировать порядок распределения высвобождающихся и вновь разведанных квот в первоочередном порядке среди лиц, строящих суда на российский верфях.

Также в числе необходимых шагов министерство назвало проработку вопроса введения залогового механизма в отношении долей квот, введение механизма дробления долей (с кратностью под одно судно), ограничение срока эксплуатации судов рыбопромыслового флота до 35 лет, разработку механизма и нормативных документов по ограничению присутствия потенциальных «рантье» в рыбодобывающем секторе.

Все эти меры, считают в министерстве, послужат скорейшему обновлению рыбопромыслового флота и его строительству на российских верфях.

Доклад Министерства промышленности и торговли был разослан заинтересованным лицам и ведомствам. 28 мая вице-премьер, куратор рыбной отрасли в Правительстве Аркадий Дворкович поручил Минпромторгу, Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину, ФАС дополнительно проработать вопрос и представить в кабмин согласованные предложения, а также обеспечить подготовку проектов соответствующих нормативно-правовых актов.

Fishnews

09.06.2014 г.

Назад