Тема: Законодательство для аквакультуры

Обсуждение
Георгий КАРЛОВ

В целях реализации закона об аквакультуре ожидают принятия 12 проектов приказов

Георгий КАРЛОВ
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Около года прошло с момента подписания Президентом России Федерального закона № 148 «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Над какими нормативными документами, регулирующие деятельность в данной сфере, сейчас работают законодатели и с какими сложностями сталкиваются в этом процессе, рассказал депутат Государственной Думы Георгий Карлов:

– Полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в рыбохозяйственной сфере были переданы от Росрыболовства Минсельхозу России в 2012 году. За это время Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии были рассмотрены 24 законопроекта в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Из них, благодаря активной совместной работе Комитета и отраслевых министерств и ведомств, администрации Президента Российской Федерации, принят Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время в портфеле Комитета находится 10 проектов федеральных законов, направленных на урегулирование рыбохозяйственных правоотношений, в том числе, проект закона «О любительском и спортивном рыболовстве».

В этом году Правительством подписаны два постановления: «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «Об утверждении Порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком», разработанные Министерством сельского хозяйства.

Еще два постановления: «Об утверждении Порядка определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками» и «Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования установок, сооружений, искусственных островов для целей аквакультуры (рыбоводства) во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» – находятся в стадии согласования.

Распоряжением Минсельхоза России в феврале 2014 года утверждена «дорожная карта» по подготовке 16 ведомственных приказов в целях реализации закона об аквакультуре. Подготовлено 12 согласованных проектов приказов, однако пока ни один не принят. Часть из них проходит обязательную процедуру публичных слушаний, другие – требуют предварительных научных исследований.

Важным документом в развитии аквакультуры является Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса». В состав госпрограммы включены 7 подпрограмм, направленных на организацию рыболовства, развитие аквакультуры, развитие науки и стимулирование инноваций, повышение охраны и контроля водных биологических ресурсов, модернизацию судов и развитие переработки, обеспечение реализации госпрограммы, а также повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020 годах.

Достижение целей и задач госпрограммы возможно только при условии достаточного финансирования предлагаемых мероприятий из бюджета Российской Федерации.

Одна из подпрограмм – «Развитие аквакультуры» нацелена на восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства, искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов и стимулирование развития товарного рыбоводства.

К сожалению, финансирование мероприятий подпрограммы сокращается. Причем в основном это касается финансирования научных исследований. Считаю, что сокращая расходы на научные исследования, мы закладываем бомбу замедленного действия. Последствия этих решений обязательно проявятся с течением времени.

Процесс обсуждения всех рыбацких законопроектов проходит, как правило, при активном участии общественных организаций, предпринимателей, простых граждан, а также в органах власти, от муниципального до федерального уровня, с привлечением средств массовой информации. Именно это широкое и открытое обсуждение дает максимально скорректированный и профессиональный результат, выраженный как в принятом законе «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и в других «рыбацких» инициативах.

Оценку эффективности принимаемых нормативных актов можно проводить по прошествии определенного времени, которое требуется для формирования правоприменительной практики. Пока в этом плане рано подводить даже предварительные итоги.

18.06.2014

Назад