Предложения рыбаков по судостроению в России просты и понятны
- На сегодняшний день высказывания, подобные заявлению, которое сделал глава Минпромторга во время обсуждения в Правительстве госпрограммы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», звучат и воспринимаются как популистские лозунги. Иначе не назовешь веру некоторых людей в возможность решения такими мерами целого комплекса сложных проблем, причем для нескольких отраслей сразу. Но когда об этом говорит министр промышленности и торговли, первое и основное впечатление от этих заявлений – человек находится вдали от нашей действительности.
Между тем, мы неоднократно озвучивали свои предложения по судостроению на совещаниях, они по-прежнему актуальны, но главное – просты и понятны.
Начать необходимо с элементарного: если мы говорим об инфраструктуре для строительства рыбопромысловых судов в России, то должны быть указаны конкретные верфи, которые имеют возможность для строительства, а не одно лишь желание освоить средства заказчика.
Что у наших судостроителей получится в тоге – мы не узнаем, пока не будет спущено на воду первое судно. Поэтому важно решить следующее – кто будет платить за такие эксперименты? Если государство утверждает, что отечественная судостроительная промышленность способна строить флот, то от него и должна исходить инициатива. Закажите головной проект, проведите настоящее открытое обсуждение, выясните мнение рыбацкой общественности, проанализируйте эксплуатируемый флот на различных видах лова, определите наиболее востребованные типы судов, сравните с иностранным опытом рыболовства и после этого закажите строительство головного судна. Для того чтобы построить одно современное судно, понадобится около 30 миллионов долларов.
После того, как рыбаки увидят воплощенный проект, который будет построен в соответствии с поставленными требованиями, оправдает в ходе испытаний заявленные характеристики (и при этом его стоимость не утроится), уверяю вас, проблем с реализацией такого судна не будет!
Если же верфь не справляется с поставленным заданием, но при этом получила за него предоплату, она должна не только компенсировать заказчику все расходы, в том числе связанные с получением банковского кредита, с потраченным временем, упущенной выгодой, но и заплатить определенный штраф. Все это должно быть прописано в договоре, гарантом в котором и выступит государство.
Наконец, финансовая сторона вопроса. В зависимости от размерений, насыщения судна, от вида промысла, на котором оно будет использоваться, цена может доходить и до 100 миллионов долларов. Ни одна рыбопромышленная компания, к сожалению, не в состоянии эти деньги извлечь из своего оборота. Наиболее реальная схема привлечения средств – лизинг. По мнению рыбопромышленников, по стоимости эти деньги у нас должны обходиться не дороже, чем за границей – 3% на срок не менее 10 лет, это было бы вполне разумно и понятно. Четкими должны быть и условия расторжения договора лизинга – если ты не в состоянии оплачивать установленные лизинговые платежи или нарушаешь закон.
23.11.2012