Высказывания и заявления, звучащие на государственном уровне относительно возможностей по строительству рыболовного флота в России и введения кардинальных мер по привлечению заказчиков на отечественные верфи, не учитывают реальных возможностей судостроения и потребностей рыбной отрасли.
Отсутствие у российских судостроителей технических возможностей, опыта строительства современных промысловых судов (прежде всего крупнотоннажных), опытных кадров, доступных экономических условий для реализации проектов, а также заинтересованности в постройке сложных специализированных судов являются основными причинами того, что российские рыбопромышленники обращаются за ремонтом, покупкой и строительством судов за рубеж.
Вместе с тем рыбаки согласны с тем, что приобретение судов с иностранного вторичного рынка – это не решение проблемы старения российского промыслового флота. Отсутствие современных экономичных судов лишает российское рыболовство конкурентоспособности.
Предложения:
- Государству необходимо указать потенциальным заказчикам (рыбопромышленникам) конкретные верфи в России, которые имеют возможности для реализации проектов в области рыболовного судостроения (средне- и крупнотоннажных судов) с учетом пожеланий заказчика.
- По мнению рыбопромышленников, государству следует выступить инициатором для реализации проекта по строительству современного рыболовного судна: заказать головной проект, провести открытое обсуждение, выяснить мнение рыбацкой общественности, проанализировать эксплуатируемый флот и потребности отрасли в строительстве новых судов, сравнить с иностранным опытов рыболовства и судостроения и затем заказать строительство головного судна. Воплощенный проект послужит образцом возможностей отечественного судостроения.
- Между заказчиком и вервью, которая берется за реализацию проекта, заключается договор, гарантом в котором выступает государство. В договоре должны быть прописаны обязанности и ответственность сторон, в том числе предусмотрены компенсационные меры для заказчика в случае невыполнения судостроителем условий договора (требований проекта).
- Наиболее доступной схемой привлечения средств для строительства судна является лизинг (под проценты не выше, чем за рубежом – 3% на срок не менее 10 лет).
- Привлекать к разработке и оценке проектов рыболовных судов широкую рыбацкую общественность; учитывать и анализировать имеющийся у субъектов отрасли опыт строительства и проектирования современных судов.
24.01.2013