Тема: Административные барьеры в отрасли

Обсуждение
Александр  ФОМИН

Практику тотального проведения лабораторных исследований поддерживают законами

Вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка

- В бизнес-сообществе указывают на серьезные дефекты приказа Министерства сельского хозяйства от 13 октября 2008 г. № 462 «Об утверждении Правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры».

Так, формулировка пункта 3 Правил ветеринарно-санитарной экспертизы: «в случае возникновения сомнения в безопасности рыбы или икры» – слишком неконкретна и расплывчата, что позволяет ее трактовать в пользу должностного лица. Органолептические признаки безопасности рыбопродукции также далеки от конкретики. Например, большая часть морской рыбопродукции выпускается в мороженом виде – как правило, это обезглавленные тушки рыб или филе. Органолептические показатели мороженой морской рыбопродукции описываются пунктом 28: «Безопасная свежемороженая рыба должна быть покрыта чешуей, непобитой или слабопобитой (кроме сельдевых) и иметь естественную для каждого вида окраску. Допускаются наличие некоторого покраснения наружных покровов и наличие поверхностного пожелтения, не проникающего под кожу (белорыбица, семга, нельма, лососи). Цвет жабр может варьировать от интенсивно-красного до тускло-красного. Поверхность разреза мышечной ткани в области спинных мышц имеет характерный для этого вида рыб однообразный цвет. Мышечная ткань после оттаивания не должна иметь посторонних запахов. При продолжительном хранении в холодильнике у жирных рыб допускается наличие на поверхности нерезкого запаха окислившегося жира.

С учетом этих показателей непонятно, как, например, определить безопасность мороженых тушек минтая (они потрошеные и обезглавленные). Жабр нет, шкалы и описания естественных для данного вида цветов мышечной ткани нет. Непонятно, как определить степень резкости запаха окислившегося жира? Это все очень субъективные показатели, которые невозможно оспорить и тем более доказать в суде. И даже если решение должностного лица начать оспаривать, это потребует гораздо большего времени, чем сроки лабораторных исследований. На практике никто с этим связываться не будет.

Предложенные Минсельхозом поправки в 462-й приказ фактически позволяют продолжать практику тотального проведения лабораторных исследований. Отсутствие четкого порядка действий должностного лица при принятии решения о проведении лабораторных исследований в отношении морских рыб и икры сохраняет коррупциогенность этой сферы государственного контроля и надзора.

18.09.2014 г.

Вопросы эксперту

Назад