Несовершенство нормативно-правовой базы стало основным оружием в борьбе против рыбоводных предприятий
- Лососевый промысел имеет наибольшую социальную значимость в Сахалинской области, в нем задействовано значительное количество сахалинцев и курильчан. Между тем в последние несколько лет этот вид промысла островного региона сталкивается с нехваткой ресурсной базы для достаточного обеспечения существующих рыбоперерабатывающих мощностей. На 276 предприятий, имеющих право на добычу лосося, приходится 389 компаний, ориентированных на его переработку.
Возникший перекос послужил причиной увеличения масштабов браконьерства на нерестовых водоемах. В прошлом году ситуация с общим запасом тихоокеанских лососей в ряде промысловых районов Сахалинской области усугубилась до такой степени, что государственным органам пришлось применить меры ограничения промысла, направленные на сохранение остатков диких популяций, что вызвало неоднозначную реакцию среди рыбопромышленников.
При этом ограничительные меры не коснулись районов деятельности ЛРЗ, что стало причиной нападок на рыбоводные предприятия. Между тем подобный подход к организации промысла имеет под собой основания: промышленный возврат ЛРЗ, по данным путинного прогноза 2012 г., обеспечил 25% горбуши и 95% кеты в общем объеме добычи Сахалинской области.
Основным оружием в борьбе против рыбоводных предприятий стало несовершенство нормативно-правовой базы в области коммерческого лососеводства. При отсутствии достаточной законодательной базы частным ЛРЗ приходится работать в режиме «искусственное воспроизводство» за счет собственных средств, при этом выпущенная молодь безвозмездно переходит в собственность государства. Возместить понесенные расходы возможно опираясь исключительно на пункт 30.16 Правил рыболовства. Он предусматривает возможность добычи тихоокеанских лососей за пределами рыбопромысловых участков на рыбоводных забойках и рыбоучетных заграждениях в счет промышленных объемов для предотвращения заморных явлений. Однако, как указала прокуратура РФ, это положение противоречит федеральному закону о рыболовстве и должно быть исключено.
В нынешних условиях, пока не предложен альтернативный механизм правового регулирования, исключение из пункта 30.16 формулировки о рыбоводных забойках и рыбоучетных заграждениях приведет к печальным последствиям: будут происходить массовые заморные явления вследствие бесконтрольного захода в базовые реки большого количества производителей. Кроме того, многие наши ассоцианты потеряют возможность осуществлять сбор и закладку икры с последующим выпуском малька.
Стоит отметить, что рыбоводные предприятия играют все большую роль в поддержании стабильности лососевого промысла в Сахалинской области. По информации ФГУП «СахНИРО», в 2013 году в половине промысловых районов островного региона основная масса промышленного возврата тихоокеанских лососей будет базироваться на производителях заводского происхождения.
В сложившейся ситуации логично предположить, что государство должно оказывать всестороннюю поддержку лососевым рыбоводным заводам. Однако в 2013 году решено, до вступления в силу федерального закона «Об аквакультуре» и формирования полного пакета подзаконных актов, изменить на основании представления прокуратуры РФ пункт 30.16 Правил, лишая рыбоводные предприятия единственной возможности возмещать затраты на воспроизводство и вести работу по предотвращению ухудшения экологической обстановки в базовых водоемах ЛРЗ.
Такие изменения не позволят решить проблему с прокуратурой, ведь в дальнейшем надзорный орган начнет выяснять, по чьему действию или бездействию происходит ухудшение экологической обстановки на водоемах рыбохозяйственного значения.
Не допустить дальнейшую дестабилизацию лососевого промысла возможно, действуя в следующих направлениях:
Во-первых, необходимо предотвратить сокращение объемов выпуска молоди рыбоводными заводами, что позволит избежать уменьшения существующих объемов сырьевой базы. Добиться этого возможно путем сохранения пункта 30.16 Правил либо его адаптации под применение исключительно для нужд лососевых рыбоводных предприятий до вступления в силу федерального закона «Об аквакультуре» и необходимого пакета подзаконных актов. Соответствующие предложения, по словам эксперта, были направлены в Росрыболовство и Минсельхоз.
Во-вторых, важно увеличить объемы естественного и искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей.
Должна быть разработана и воплощена в жизнь программа по борьбе с браконьерством, основными задачами которой являются:
- пресечение рынка сбыта нелегально выловленных ВБР
- ужесточение меры ответственности за транспортировку и хранение сырья без документов, подтверждающих его происхождение.
Ликвидация нелегальной схемы сбыта позволит нанести серьезный урон организованному браконьерству и как следствие сохранить и приумножить объемы естественной популяции водных биоресурсов.
Огромным стимулом для развития искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей могло бы стать принятие федерального закона «Об аквакультуре», причем он обязательно должен учитывать интересы и особенности лососеводства (Ассоциация лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области уже выдвигала предложения по доработке соответствующего законопроекта). Четкая нормативно-правовая база подтолкнула бы рыбопромышленников к переходу от идеологии потребления ресурса к созданию предприятий полного цикла, занимающихся параллельно воспроизводством, добычей и переработкой.
Сегодня наша страна, имея 57 рыбоводных заводов и выпуская около 900 млн. экземпляров молоди тихоокеанских лососей, занимает третье место в мире по объемам искусственного воспроизводства после Япония, имеющей 378 ЛРЗ с выпуском 2 млрд. экземпляров молоди лососевых, и США со 180 рыбоводными проектами, выпускающими 1,6 млрд. экземпляров.
И наша задача не просто удерживаться в тройке лидеров, а целенаправленно осваивать ресурсы Мирового океана, которые уже сегодня позволяют увеличить объемы выпуска дополнительно на 1,5 млрд. экземпляров молоди тихоокеанских лососей, получив тем самым прибавку не менее 100 тыс. тонн к существующему объему добычи тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке.
19.03.13